Кого и за что хотел побить Баки Урманче?

После торжественной церемонии открытия выставки работ Баки Урманче состоялась встреча друзей художника. Известные художники, музыканты, ученые за чашкой чая вспоминали различные эпизоды из жизни Баки Идрисовича. Из них, как из кусочков мозаики, складывался яркий, живой образ художника, который обладал безграничным обаянием, чувством юмора.

news_top_970_100

Оказывается, в свои 75 лет Баки Идрисович мог с ветерком прокатиться на мотоцикле. А на официальном вечере, посвященном его 90-летию, после поздравлений партийным руководством Татарии от него все ждали ответного благодарственного слова, а он вышел к трибуне и вдруг запел народную песню: «Во многих городах я бывал, и в каждом городе у меня любовница была...» Это выступление произвело настоящий фурор...

Поэт Ренат Харис вспомнил еще одну историю:

- А вы знаете, что за нашим столом сидит человек, которого Урманче очень хотел побить? И знаете за что? За книги. Однажды мы с Баки Идрисовичем поехали в Буинский район, в его родную деревню Куль-Черкене. Он рассказывал, что у его дальних родственников есть старинные книги, принадлежавшие деду художника. Урманче долго уговаривал родственников: «Отдайте книги мне, ну зачем они вам?» Но те не отдали. А через несколько месяцев я узнал, что книги оказались в Казани. И человеком, который привез их сюда, был хороший знакомый Баки Идрисовича Миркасым Усманов.

- Да, Баки Идрисович кричал: «Как ты мог увезти мои рукописи?!», но до битья все-таки не дошло... - заметил вице-президент Академии наук РТ Миркасым Усманов. - А дело было так. Во время археологической экспедиции я оказался в Буинском районе. И мне сказали, что здесь живут родственники Урманче. Мы познакомились с ними, пообщались, и я узнал, что у них есть старинные книги. Рассказал, чем мы занимаемся, что наша задача - изучение и сохранение рукописей. Они показали мне свои книги, которые хранились на чердаке: две бухарского происхождения, две - татарского. Одна оказалась просто уникальной - книга XVI века, где были записаны произведения Навои. Отдавать раритеты хозяева категорически отказались. Тогда я поставил вопрос ребром: «Вы хотите, чтобы эти рукописи погибли здесь, а не сохранились для потомков?» И они все-таки их отдали. Конечно, сначала Баки Идрисович рассердился и на меня, и на родственников, но потом я отвел его в фонды, куда сдал рукописи, он посмотрел их, убедился, что с ними все в порядке, и остался доволен.

Миркасым Абдулахатович рассказал еще одну любопытную историю - весеннюю:

- Как-то в апреле мы шли с Баки Идрисовичем из университета по улице Ленина. Навстречу нам девушка: молодая, красивая, легкая, как сама весна. Талия, блестящие глаза, открытая улыбка, роскошные волосы, туфельки на каблучках... Она пролетела мимо. Баки ага потихоньку так разворачивается, опираясь на свою трость, и провожает незнакомку восторженным взглядом. Я говорю: «Красивая девушка!» Видимо, он заметил мою ироническую улыбку и ответил: «Глупец! Я восхищаюсь творением природы, а ты только о своих желаниях думаешь...» И в этот же вечер Баки Урманче написал стихотворение о молодости и весне.

Директор института энциклопедии Гумер Сабирзянов вспомнил эпизоды работы с Баки Урманче над созданием музейного комплекса на родине Габдуллы Тукая в селе Новый Кырлай. Баки Идрисович вложил в это свое детище всю душу, талант. Когда общий образ комплекса уже вырисовывался, Урманче настоял, чтобы здесь была красивая аллея. Когда строительство мемориала закончили, художник произнес: «Вот теперь и у Тукая есть свой дом...»

news_right_column_240_400