«Кот Казанский» может исчезнуть

Представители татарстанской сувенирной индустрии считают, что в ближайшее время с прилавков магазинов может исчезнуть один из самых популярных и раскрученных символов Казани и Татарстана.

news_top_970_100
Проблема в патенте
Может ли национальное достояние стать товарным знаком? Суть проблемы вот в чем. В 2009 году ООО «Казанский сувенир» официально зарегистрировало в Роспатенте товарный знак «Кот Казанский» по ряду классов Международной системы товаров и услуг. И теперь правообладатель запрещает продавать сувениры с надписью «Кот Казанский» где-либо, кроме собственного магазина. Или требует приобретать лицензию на продажу видоизмененного бренда. Но в Палате ремесел РТ утверждают, что лицензия Роспатента стоит недешево - 13500 рублей. Для производителей, изготавливающих малыми партиями сувенирные магнитики, кружки, другие мелкие предметы, платить такие деньги нереально. Это могут себе позволить только крупные предприятия. Но тем, кто не будет платить, грозят серьезные штрафы. Если ситуация будет развиваться так и дальше, то, по прогнозам производителей, подобные сувениры просто исчезнут из продажи. А в проигрыше останутся и мастера сувениров, и туристы.- Кот Казанский - персонаж, являющийся объектом нематериального культурного наследия Казани и Татарстана. Этот очень привлекательный для туристов образ мы должны раскручивать. А у нас получается наоборот. Те, кто зарегистрировал товарный знак «Кот Казанский», практически препятствуют его дальнейшему продвижению. Но в Гражданском кодекс есть пункт, по которому право обладания может быть отменено, если оно противоречит общественным интересам. Это как раз тот случай. Сложившаяся ситуация противоречит общественным интересам потребителей, производителей, интересам Казани, - считает гендиректор Центра развития народных художественных промыслов и ремесел Татарстана Нури Мустафаев. - От Палаты ремесел мы подготовили письма в адрес Министерства культуры РТ и Федеральной службы по интеллектуальной собственности с обращением отменить это решение. Роспатент должен более внимательно относиться к таким заявкам. Особенно если вопрос касается исторических, фольклорных персонажей, наименований населенных пунктов. В таких случаях необходимо запрашивать экспертную оценку специалистов.

С китайским акцентом

Прокомментировать ситуацию «КВ» попросили правообладателя торговой марки «Кот Казанский», гендиректора ООО «Казанский сувенир» Наталию Харченко:
- Кот Казанский - действительно народное достояние. Этот образ существовал задолго до нас. Но именно мы придумали, разработали, создали и сделали популярной линейку сувенирной продукции под маркой «Кот Казанский». Мы дали работу многим предприятиям, художникам и мастерам Татарстана. Более десяти лет назад мы организовали первый городской праздник «День рождения Кота Казанского» и проводили театрализованный фестиваль с выставками сувенирной продукции в течение восьми лет. Мы продвигали этот бренд своими силами и на свои средства. Нами в 2004 году была изготовлена и установлена у стен Нацмузея РТ первая скульптура Кота Казанского.
Сейчас рынок сувенирной продукции Казани развивается безобразно. Все китайское: магнитики, коты... Многие сувениры просто ужасные по качеству и образу. Недавно увидела открытки с изображением рыжего кота Гарфилда, героя известного американского мультфильма, а на них надпись: «Кот Казанский». Пришло время защищать нашу торговую марку. Это нормальная цивилизованная практика. В 2013 году производители сувенирной продукции дисциплинированно покупали лицензии на производство сувениров с символикой Универсиады. И никто не протестовал по этому поводу. Более того, гордились честью получить право на производство лицензионной продукции. «Кот Казанский» - точно такой же товарный знак, защищенный законом, и на него распространяются те же самые правила.- Как ситуация отразится на мастерах сувениров с этим товарным знаком? - Правообладатель имеет законное право разрешить или запретить выпуск изделий с принадлежащим ему товарным знаком. Его мы используем с целью поддержки своих производителей. Мы ищем талантливых мастеров, приглашаем их работать с нашей фирмой. При этом изготовители не только не понесут дополнительных затрат, но и получат постоянную, хорошо оплачиваемую работу. Зачем нам поддерживать иностранных производителей? В Татарстане много своих талантливых, но безработных художников.- Но ведь лицензия стоит немалых денег... - Здесь необходим гибкий подход. Одно дело - сувенирный ширпотреб, который штампуется миллиардным тиражом в Китае. И совсем другое - эксклюзивное произведение искусства, авторская работа, сделанная мастером. Для поточного производства необходимо ставить жесткие условия. Хотят производить сувениры с нашей символикой - пусть платят. Что же касается казанских производителей, с нашей фирмой они работают без лицензионных взносов, на основе простого договора. Но если хотят быть на рынке самостоятельно, необходим лицензионный договор. Неужели один из самых популярных и раскрученных символов Казани и Татарстана исчезнет?..

news_right_column_240_400