Этот голос Рашида, кажется, узнала бы и через сто лет.
- Прости за беспокойство, - произнес в трубке родной баритон. - Ты не могла бы на пару месяцев приютить мою дочку? Этим летом она поступила в вуз, от твоего дома до него пять минут. Мы с женой боимся отпускать нашу домашнюю девочку в общежитие, хотим снять ей квартиру. Пока ищем, можно Алина поживет у тебя?
Рашиду будто пронзило током. Как? С ней под одной крышей собирается жить та, ради которой он ушел из семьи 19 лет назад? Стараясь сохранять самообладание, она ответила как можно спокойнее: «Да, конечно, это же твоя квартира». А когда положила трубку, попыталась представить встречу с дочкой бывшего мужа…
При разводе он поступил благородно. Оставил им с сыном трехкомнатную квартиру в центре Казани и гараж. Себе взял только машину - скромную бюджетную иномарку, которую давно пора было менять, и уехал в Ижевск с новой избранницей, ожидавшей от него ребенка. Рашида переживала разрыв долго и мучительно. Постоянно думала о том, насколько ей было бы легче, живи они с мужем на грани развода. Так нет же! Их семейная жизнь с первых дней размеренно и спокойно катилась на зависть друзьям по прямым и правильным рельсам, в ней не было места выяснению отношений и мелочной бытовой нервотрепке.
Муж Рашиды происходил из известной семьи казанских ученых. Его отец и мать преподавали в вузе, обожая работу со студентами и единственного сына, которому дали блестящее воспитание и образование. А он в свою очередь познакомил Рашиду, у которой с происхождением было не очень (отец пил и регулярно выгонял их с матерью на улицу), с выставочными и музыкальными залами Казани, на всю жизнь привив ей любовь к прекрасному. Рашиду не беспокоило, что она старше мужа на шесть лет и он находится в окружении молоденьких студенток (пошел по стопам родителей-ученых). Она была уверена в нем больше, чем в себе самой.
- Дочка, как тебе повезло с мужем! Он у тебя такой надежный, деликатный, - тихо радовалась мать Рашиды.
Это случилось в конце июля, перед давно запланированным отпуском. «Прости, я полюбил другую… Она от меня беременна. Не могу больше тебе лгать, это, как ты знаешь, не в моих правилах. Нам нужно расстаться», - его слова падали, словно комья земли на крышку гроба. Рашида была из тех редких женщин, которые во всех своих бедах винят только себя. «Конечно, переоценила привязанность мужа ко мне и семье», - думала она. И попросила подругу навести о сопернице справки.
Та разузнала, что роман с белокурой студенткой-отличницей длится у неверного супруга уже три с лишним года. Когда соперница закончила бакалавриат, они решили уехать в ее родной город…
Через неделю после отъезда мужа Рашида потеряла сознание на работе. Неврологи за десять дней обследования не смогли поставить диагноз и позвали на консультацию психиатра. Тот заявил коллегам, что это депрессия, и прописал транквилизаторы. Когда пропила двухмесячный курс, Рашида почувствовала себя роботом. Теперь она жила, словно на автопилоте. С уходом мужа все в ней как будто погасло. Сын вырос, закончил вуз с красным дипломом, стал успешным программистом. Найдя в Казани жену, он уехал за границу, где ему предложили работу. Рашида осталась в одиночестве в большой квартире и уже привыкла к этому, как вдруг внезапный звонок.
Бессонной ночью она придумала выход: завтра пойдет к начальству и попросит направить ее в командировку месяца на полтора. За это время бывший муж найдет своей дочке квартиру, и проблема рассосется, решила Рашида. Но, когда на пороге появилась та, встречи с которой она хотела избежать, сердце Рашиды екнуло. Она почему-то передумала ехать в длительную командировку. На нее внимательно смотрели до боли знакомые глаза бывшего мужа. Девочка была невероятно похожа на своего отца! Та же интеллигентность, те же интонации в голосе, даже походка похожа… Рашида почувствовала себя Каем из «Снежной королевы», у которого из сердца выпали ледяные осколки.
- Ну проходи, - сказала она. - Сейчас покормлю тебя ужином, и ты выберешь себе комнату.
К Рашиде вдруг пришло ощущение, что муж вернулся. И ей снова нужно о нем заботиться: кормить, обстирывать, следить за тем, чтобы он, рассеянный, не забыл папки со своими лекциями, а главное - не опоздал на занятия. А еще она вспомнила, как после рождения сына они мечтали о дочке…
В первые дни девочка стеснялась Рашиду, старалась убежать в институт пораньше, а вернуться попозже. Но в воскресенье, когда спешить было некуда, вдруг попросила Рашиду сходить с ней на выставку известного художника-импрессиониста.
А по дороге рассказала, что в ее семье еще есть маленький братик. Мама сидит с ним в декрете, а папа изо всех сил старается заработать больше денег. Берет репетиторство, читает лекции в других вузах. Но денег все равно не хватает, и из-за этого мама и папа постоянно ссорятся.
- Как же отец собирается платить за съемную квартиру для тебя? - спросила Рашида.
- Я ищу работу и буду сама содержать себя! - наивно сообщила гостья.
Рашида вдруг ощутила горячее желание подставить плечо этому чужому ребенку. Сыну, родителям, соседям и подругам она сообщила, что пустила в свою квартиру студентку-квартирантку. А сама ловила себя на мысли, что с каждым днем все больше привязывается к этой славной девочке с глазами бывшего мужа. «Что ты так стараешься? Это же не твой ребенок!» - корила она себя. А сама спешила приготовить гостье что-нибудь вкусное и узнать, как прошел ее день. Когда же Алина нашла работу официантки в ближайшем ресторане и стала возвращаться домой невероятно уставшей глубокой ночью, Рашида по-матерински убеждала ее:
- Долго ты так не протянешь! Утром еле встаешь. И, конечно, спишь на лекциях. Лучше бы только училась! А еще ты, наверное, поняла, что зарплаты и чаевых не хватит, чтобы платить за квартиру. Может, бросишь работу и до окончания учебы поживешь у меня?
Алина упорно не соглашалась. Но однажды она вдруг заболела, да так серьезно, что пришлось срочно лечь в больницу. Оказалось, у девушки проблемы с позвоночником и работа на ногах ей противопоказана.
Через неделю, собравшись с духом, Рашида позвонила своему бывшему мужу. «Зачем Алине искать жилье и платить за него бешеные деньги? Пусть до окончания вуза поживет у меня. Это же твоя дочь и твоя квартира», - предложила она.