По словам главного госавтоинспектора республики, в стране давным-давно назрел вопрос о пересмотре системы подготовки водителей-любителей, хромающих на обе ноги как по теории, так и по практике вождения. Целиком и полностью согласен с таким мнением. Моя уверенность укрепилась еще больше после того, как я услышал рассказ одного из казанских инструкторов - Глеба Кошелкина (он много лет обучал курсантов теории и практике в городской автошколе) - о том, как это дело поставлено в Великобритании. Думаю, этот рассказ заинтересует многих.
Сначала права ученика
- Однажды среди моих курсантов оказалась женщина, сын которой так же, как она, занимался в автошколе. Но только не в Казани, а в Лондоне, где он учился в Оксфордском университете. Разумеется, попросил ее поподробнее расспросить сына о том, как готовят водителей в Великобритании? Мне было интересно узнать и сравнить две системы подготовки.
Итак, парень решил обзавестись личным автомобилем и стал думать о том, где получить права. Для этого, по правилам Великобритании, он должен был прежде всего записаться по интернету в очередь на сдачу правил дорожного движения (ПДД). Очередь была приличной - более месяца. За время ожидания наш студент, обложившись литературой и мультимедийными дисками, спокойно готовился к экзаменам самостоятельно. После успешной сдачи в полицейском участке теории (не допустил в 35 вопросах более 5 ошибок) он получил права. Но это были совсем не те права, которые получаем мы, а так называемые права ученика, дающие их обладателю возможность дальше заниматься уже вождением и на практике учиться езде по тем самым правилам движения, которые он вызубрил перед экзаменом.
Здесь я вижу первое принципиальное отличие двух школ подготовки. В английской системе в отличие от российской существует строгая последовательность: ученик обязан сначала выучить ПДД и лишь после этого учиться вождению. У нас, хотя и декларируется то же самое, но на деле все наоборот: наши ученики, впервые садясь за руль авто, не имеют ни малейшего представления ни о правилах проезда перекрестков, ни о дорожных знаках. Обучение ПДД и вождению у нас идет параллельно, а по-другому почему-то не получается.
Научишься
ездить – сдашь вождение
Но вернемся к нашему герою. Получив права ученика, он долго изучал газетные объявления и интернет в поисках приемлемой по цене и месту нахождения компании с лицензией на право обучению вождению. Найдя таковую, он приступил к дорогостоящим, по нашим меркам, занятиям. Одно, к примеру, ему обходилось в 35 английских фунтов (около 1700 рублей!), поэтому наш студент очень старался максимально ускорить срок практической подготовки. Но справку об окончании курсов он получил лишь после того, как инструктор убедился на сто процентов, что его курсант готов к сдаче экзаменов в полиции.
Это, на мой взгляд, второе принципиальное отличие от нашей системы подготовки водителей. В нашей «планово-социалистической», которая когда-то была довольно прогрессивной, а нынче безнадежно устарела, главными всегда были и остаются показатели, определяемые количеством, нормами, часами. Если, например, на вождение по нормативам отведено 32 часа, то ровно столько и будет ездить наш курсант. Но ведь мы все очень разные. Кому-то достаточно два-три занятия - и он уже начинает более или менее сносно ездить, а кому-то и 50 часов мало!
В английской же системе подготовки водителей временного понятия не существует. Там инструктор будет мурыжить курсанта до тех пор, пока тот не созреет до полной готовности к сдаче сложнейшего экзамена. А уж сколько часов для этого потребуется, имеет значение разве что для кошелька ученика. Впрочем, если лондонскому курсанту покажется, что на нем пытаются заработать, он может уйти в другую компанию и нанять другого инструктора. Но можно не сомневаться, что и новый инструктор будет точно так же принимать решение о готовности (или неготовности) подопечного к сдаче экзамена по вождению в полицейском участке независимо от времени.
Кстати, оплата за обучение вождению в Англии производится за каждое занятие отдельно, так что переход в другую компанию с финансовой точки зрения необременителен. А вы попробуйте уйти из нашей автошколы, где вам что-то не понравилось!
Резюме
Вывод ясен: система подготовки водителей в Великобритании во главу угла ставит степень подготовки курсанта, тогда как в нашей главенствуют пресловутые нормо-часы. Но как показывают время и дорожная статистика, эта разница далеко не в нашу пользу.