14 июня в селе Покрово-Урустамак Бавлинского района состоялся удмуртский праздник Гырон быдтон - моление удмуртов о предстоящем урожае. По традиции Гырон быдтон проводится на лугу в самое красивое время - в период цветения. По поверьям удмуртов, их бог Вось 1 июня из молитвенного храма Куалы улетает на луга и возвращается обратно в Петров день - 12 июля. Поэтому в этот период люди молятся не в храме, а на природе. И чтобы Бога ненароком не обидеть, случайно не задеть, с 1 июня по 12 июля запрещено рвать цветы и луговые травы. Гостей праздника, как и положено, угощали ритуальной кашей, которая варится на костре, и другими блюдами удмуртской кухни. По информации Республиканского центра развития национальной культуры, постоянными участниками праздника являются фольклорные ансамбли и исполнители из Агрызского, Балтасинского, Кукморского, Мамадышского, Менделеевского, Бавлинского районов, Набережных Челнов, Казани и Удмуртии. 15 июня эстафету принял праздник мордовского народа Балтай. Он прошел в селе Мордовская Кармалка Лениногорского района. На торжество приехали гости и творческие фольклорные коллективы из соседних районов Татарстана. Балтай справляется через неделю после Троицы. В основе праздника лежат языческие моления в честь хозяина леса медведя. В этот день всей деревней принято идти в лес и наряжать медвежью семейку - медведя, медведицу, медвежонка. Несмотря на дождь, все участники праздника собрались на заветной поляне, где состоялся обряд одевания медведей. В этом году на роль медведей были выбраны двое молодых людей и один школьник. «Медведи» в кленовых «шубах» возглавили шествие по деревне. А затем началось традиционное «раздевание» «медведей». Люди старались выдернуть из их «шуб» кленовую веточку и овеять ею друг друга. По преданию, чем больше взмахов, тем больше благ достанется каждому. В этот же день в селе Ильнеть Менделеевского района отмечали праздник марийской культуры Пеледыш семык. Основная идея праздника - поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и быту.В период этого праздника соблюдались разные запреты: не выполнялись работы, связанные с землей, женщины не стирали белье, не красили нитки и не белили холсты. Несоблюдение их могло навлечь на посевы град или ураган. А вот пятница праздничной недели называется лопка семык (широкий семык). Это день всеобщих гуляний. Люди ходили в гости друг к другу, пели и плясали под гусли и волынки. В субботу праздничное застолье заканчивалось. В воскресенье православные марийцы отмечали Троицу, а в понедельник - Духов день (мланде шочмо кече). После наступало время яра кенеж (свободное лето) или сынса жап (время цветения ржи), которое продолжалось две-три недели. В течение этого времени по обычаю нельзя было трогать землю.Череда летних традиционных народных праздников продолжается. 21 июня в селе Кильдюшево Тетюшского района состоится республиканский праздник мордовской (мокша) культуры Валда шинясь. А 5 июля в Нурлате отметят праздник чувашского народа Уяв.
Летние праздники разных народов играют и поют в Татарстане
Лето - пора традиционных народных праздников. Многие народы именно в июне красиво, с песнями и танцами отмечают завершение посевных работ.