На вопрос мы попросили ответить врача-педиатра Мадину ЛАТЫПОВУ:
- Обычно ребенок примерно к 4 годам определяется, леворукий он или праворукий. Но иногда малыш сбивает родителей с толку тем, что пользуется то левой, то правой рукой. Такие дети называются амбидекстрами. Если выявится склонность к леворукости, то это вовсе не недостаток! Родителям надо осознать, что это особое распределение функций между полушариями мозга, один из вариантов развития организма, который часто наследуется генетически: скорее всего, кто-то из родственников тоже был леворуким. Часто леворукость – признак какого-то особенного таланта. Не случайно персонаж писателя Лескова - уникальный умелец, подковавший блоху, был левшой.
Конечно, весь цивилизованный мир приспособлен под доминирующих правшей, но нужно ли переучивать малыша? Вопрос надо решать в индивидуальном порядке с участием специалистов, но, как правило, от переучивания ребенка воздерживаются. Это может спровоцировать проблемы с психикой и нервной системой, в частности, привести к нервозности, бессоннице, хождению во время сна, тикам, заиканию. Попробуйте определить склонность вашего ребенка к лево- или праворукости, использовав предлагаемый нами ниже тест. Перед его проведением возьмите лист бумаги, разделите его пополам, озаглавив одну половину «Лево», другую – «Право», и выставляйте плюсы той руке, которая в задании окажется ведущей. «Победит» рука, набравшая больше плюсов.
Предложите ребенку построить домик из кубиков. Укладывает кубики ведущая рука.
Из нескольких спичечных коробков малыш должен достать спичку. Открывает и закрывает коробок ведущая рука.
Предложите выложить спички по одной из коробки. Ведущая рука вынимает и раскладывает спички, другая – только держит коробок.
Дайте ребенку несколько пузырьков и предложите отвинтить с них крышки. Если он держит пузырек в левой руке, а отвинчивает крышку правой, то ведущая – правая рука.
Попросите малыша поймать мяч одной рукой. Та, которой он поймает – и есть ведущая.
Пусть возьмет игрушку и погладит ее одной рукой – пассивная рука будет держать игрушку, а поглаживать – ведущая.
Возьмите шнур и завяжите на нем несколько слабых узелков. Попросите ребенка развязать их – он сделает это ведущей рукой, а другой будет держать узелок.
Размотайте катушку ниток и предложите ребенку намотать нитки вновь. Ведущая рука наматывает нитки, другая – держит катушку.
Дайте будильник и попросите завести его. Крутит ключик ведущая рука, а другая держит часы.
Конечно, в действительности тестирование сложнее и должно проводиться специалистом.
Если ваш ребенок пока воспитывается дома и вы только собираетесь определить его в детский сад, то необходимо предупредить воспитателей об особенности вашего ребенка.