Как уберечь язык от исчезновения
— Лилия, правда, что представители диаспор к родному языку относятся более трепетно и бережно, чем люди, живущие на исторической земле своих предков?
— Это абсолютно так. Язык, национальные традиции они берегут как самое большое сокровище. В Татарстане есть все возможности для изучения языка, прежде всего, языковая среда.
Чтобы язык жил, развивался, необходимо, чтобы он был востребован в повседневной жизни, для начала как язык общения в семье. Поэтому объявление Президентом Татарстана Рустамом Миннихановым 2021 года Годом родных языков и народного единства — важная и своевременная инициатива. Единство народов возможно тогда, когда сохраняются национальные языки и культуры. Чем разнообразнее палитра национальных культур, тем больше возможностей у разных народов для содружества, взаимопонимания, сотрудничества.
— Глобализация — естественный процесс, и языки постепенно исчезают. Многие считают, что у татарского языка позиции довольно прочные, смерть ему не грозит, по крайней мере, в ближайшем будущем…
— Я общалась с разными специалистами, которые глубоко изучают эту проблему, и все они приходят к выводу, что в XXI веке татарский язык еще будет жить. Но следующий век может стать для него последним.
Хочется, чтобы каждый татарин понял, что от него зависит судьба не только родного языка, но и всей нации. Это не высокопарные слова, это действительно реальная опасность потерять нацию.
К вопросу сохранения языка надо подходить комплексно: я, моя семья, мои друзья, мой социум… Развитие одной составляющей этой системы будет подтягивать за собой развитие остальных. Это закон.
Нести в себе культуру нескольких народов — это здорово!
— Кто-то угрозу для нации видит в межнациональных браках. Насколько эта опасность серьезная?
— Мир становится все более открытым. Мы не можем противостоять смешанным бракам. Глупо убеждать: «Не выходите замуж, не женитесь на человеке другой национальности!». И неправда, что межнациональные браки — это смерть языку. Наоборот, это расширение территории распространения языка, все зависит от отношения.
Вот всего одна реальная история. Буквально на днях в одном из чатов мужчина из Германии обратился с необычной просьбой к татарскому сообществу — он хочет выучить и спеть для жены-татарочки песню на татарском языке и просит помочь с произношением. Какое должно быть уважительное отношение к национальности своей жены, какая должна быть любовь в семье, чтобы муж захотел подарить жене песню на ее родном языке!
Я знаю много примеров, когда в межнациональных, межконфессиональных семьях сохраняют традиции и культуру двух национальностей — мамы и папы. Но почему-то у некоторых людей любое новое знание считается какой-то обузой, неприятной обязанностью. Но что плохого в том, что в семье, где мама русская, а папа татарин, ребенок будет говорить и на русском, и на татарском?
Родителям необходимо понять, что нести в себе культуру нескольких народов, знать несколько языков — это здорово! Это огромный плюс, огромное конкурентное преимущество в современном обществе. Знание языков открывает новые возможности для человека. К тому же учеными доказано, что дети, растущие в межнациональных, межконфессиональных семьях, умные, талантливые, активные, любознательные.
Межпоколенческий диалог очень важен для всех
— Говорят, что лучший способ изучения языка — полное погружение в языковую среду. Если, например, отправить ребенка на все лето к бабушке в татарскую деревню, он заговорит по-татарски?
— Один мудрый человек сказал, что деревня — это академия жизни, в том числе и академия языка. Надо придумывать такие проекты. Конечно, не у каждого есть бабушка в деревне. Но вполне реально организовать языковые курсы на базе загородных школьных лагерей Татарстана. Это может стать перспективным направлением образовательного этнотуризма.
— Наверное, именно в деревнях остались бабушки и дедушки — носители настоящего татарского языка?
— Да, поэтому так важна связь поколений. Только так нация может сохранить свою идентичность. Такой формат общения трех поколений принесет пользу всем. У людей разных возрастов появится объединяющая цель. Бабушки, дедушки будут чувствовать себя востребованными. А сейчас они совсем растеряны и не находят для себя места в современном цифровом мире. И еще эта деятельность для пожилых людей будет не только возможностью зарабатывать, но и даст им внимание, заботу, которая так необходима. Межпоколенческий диалог очень важен для всего общества и для каждого человека.
— Если пофантазировать, каким может быть этот необычный проект?
— Почему бы, например, не сделать проект с условным названием «Татарская бабушка на день»? Можно организовывать «бабушкины часы» в садиках, школах, библиотеках, музеях. Думаю, найдется много бабушек, которые с радостью согласятся поделиться с детьми своими навыками и умениями. Они могут читать детям сказки на родном языке, проводить мастер-классы по традиционным видам рукоделия, учить готовить блюда национальной кухни… И пусть ребята делают все своими руками, снимают все это на смартфоны, выкладывают видео и фото в соцсетях, рассылают друзьям, знакомым. Все это будет эффективным продвижением, популяризацией татарской культуры. Надо просто искать новые формы работы, совмещать разные форматы, проявлять гибкость подхода.
Новые технологии — на возрождение древних традиций
— В реализации таких проектов можно рассчитывать на финансовую поддержку государства?
— Есть государственные программы по развитию и поддержке национальных культур. Но огромную роль в этом процессе играют подвижники, энтузиасты. Например, Гузель Санжапова, социальный предприниматель, возрождает деревню, где жили ее бабушка и дедушка, восстанавливает традиционные татарские ремесла. Знаю, насколько сложно ей приходится. Социальное предпринимательство порой равноценно благотворительности в наших условиях, но она продолжает благое дело, и у нее отлично получается. Гузель готова передавать свой опыт, завершила краудфандинг на строительство многофункционального центра, где будет деревенская пекарня, образовательное пространство, помещения для бытовых услуг. Девушка занимается развитием территории, а не только бизнесом. За такими, как она, — будущее! И, слава Всевышнему, среди нас есть такие люди!
Казалось бы, один неравнодушный человек возрождает одну деревню, но это конкретный вклад в сохранение татарской культуры и языка. Хочется, чтобы в деревни пришли молодые люди с новыми технологиями, энергией, силой, желанием поддержать, возродить национальные традиции… Это процесс небыстрый. Сначала две-три деревни, потом десять, потом еще больше. Но необходима государственная поддержка таких проектов, потому что в них огромный потенциал.
— Какие новые проекты готовит «Штаб татар Москвы»?
— Москва — большой город с очень напряженным ритмом жизни. Но тем не менее люди находят время и силы на изучение родного языка и культуры. Мы проводим мероприятия, посвященные самым разным темам: лекции, тренинги, культурно-просветительские встречи, музыкальные вечера, общение с хазратами о духовных ценностях, приглашаем ученых, писателей, офицеров, известных деятелей татарской культуры и искусства. У нас всегда аншлаг!
Каждый год издаем книги и журналы на татарском и русском языках об истории татар, значимых татарах. Кроме того, у нас много благотворительных проектов: помогаем хоспису, детским домам, мечетям, есть даже православный благотворительный проект. Молодежь приводит в «Штаб» своих родителей, взрослые — детей. Люди втягиваются в этот процесс и становятся нашими волонтерами и активистами.
В прошлом году мы издали отличный календарь с полезной информацией и татарско-русским разговорником, за который уже получили сотни благодарных отзывов. А сейчас, в год переписи населения, в Год родных языков, сдаем в печать уникальную книгу, в которой собрано сто обращений к нации от людей разных поколений, к чьим словам стоит прислушаться. Мы собрали на страницах книги мысли лучших представителей татарского народа, живущих в разных регионах страны. Название книги: «Милли йортыбызны саклыйк» — «Сохраним родной дом». Все, что делает «Штаб татар Москвы», направлено на создание национальной среды, в которой будет возможно сохранить родной язык и традиции через любовь к истории народа, своей семьи, через уважение к наследию предков.
Справка «КВ»
«Штаб татар Москвы» был создан в 1997 году при «Клубе деловых людей - ДЛ-16» под руководством бывшего первого секретаря ТАССР Фикрята Табеева. Основная цель организации - сохранение татарской культуры и татарского языка, а также продвижение татарстанских кадров в Москве. На сегодняшний день «Штаб» является одной из крупнейших татарских общин, объединяющей около 12 тысяч человек. Сейчас движением руководит Рустам Ямалеев.
При «Штабе татар Москвы» успешно работают Собрание офицеров, клуб врачей «Гиппократ», деловой клуб «Масштаб», Совет аксакалов Москвы, Клуб татарских историков. По инициативе молодежи созданы команда КВН, спортивное объединение и др. Также налажена работа с тюркскими общинами Москвы. Регулярно проводятся молодежные вечера и встречи земляков.