​​​​​​​Мечеть Кул Шариф: история возрождения

Одной из визитных карточек Казани можно по праву назвать мечеть Кул Шариф. Сегодня уже невозможно представить Казанский кремль и сам город без нее. А ведь построена она всего 17 лет назад.

news_top_970_100

Многие годы «Казанские ведомости» были летописцами этого знакового события в истории Татарстана. Просматривая подшивку нашей газеты, мы нашли материалы, которые с полным правом можно назвать историческими. Сегодня, благодаря этим публикациям, можно составить четкую хронологию всех этапов возрождения храма – с момента обсуждения архитектурных проектов до торжественной церемонии открытия мечети.

В конкурсе проектов ошибиться нельзя

В феврале 1996 года в Доме архитектора открылась экспозиция конкурсных проектов возрождения мечети Кул Шариф. В ходе открытого конкурса было получено 25 заявок от архитекторов из Турции, Финляндии, Москвы, Астрахани, Нижнего Новгорода, Набережных Челнов и Казани.

- Какая была мечеть Кул Шариф, где она находилась – об этом не сохранилось достоверных сведений. У каждого ученого на этот счет своя гипотеза. Поэтому мы не ставим задачу воссоздать первоначальный облик мечети, как восстанавливают, например, храм Христа Спасителя в Москве, а пытаемся возродить ее, исходя из современного состояния историко-культурного комплекса Казанского кремля, – рассказала председатель правления Союза архитекторов РТ, руководитель-координатор рабочей группы по разработке концепции комплексного развития Казанского кремля Фарида Забирова («Второе воплощение мечети Кул Шариф», «КВ» от 9 февраля 1996 года).

 

Фото: © Владимир Васильев

Буквально через несколько месяцев в том же Доме архитектора состоялось открытое общественное обсуждение проектов мечети Кул Шариф («Мечеть Кул Шариф: ошибиться нельзя», «КВ» от 4 июня 1996 года). В первом туре конкурса профессиональное жюри под председательством вице-премьера Татарстана Ильгиза Хайруллина отметило 8 проектов. Именно эти проекты, доработанные с учетом замечаний комиссии, были представлены на обсуждение. Требования к ним были самые высокие и жесткие. Одно из важнейших требований: мечеть должна органично вписаться в уже сложившийся ансамбль Казанского кремля.

Обсуждение было бурным, эмоциональным. Член жюри конкурса – доктор архитектуры, заместитель директора заповедника «Казанский Кремль» – Нияз Халит отметил, что во многих замечаниях по каждому проекту есть рациональные зерна.

Выбор предстояло сделать непростой. В результате первое место присудили проекту, разработанному группой архитекторов: Айваром Саттаровым, Михаилом Сафроновым, Шамилем Латыповым, Искандером Сафиуллиным и Радиком Сафиным. Их проект был представлен Президенту России Борису Ельцину во время его визита в Казань.

 

Фото: © Владимир Васильев 

- Мы хотим, чтобы мечеть Кул Шариф была красивой. Поэтому и сделали ее такой ажурной, легкой, со множеством окон с яркими витражами. Днем в витражи будет светить солнце, а вечером, когда кремль освещается прожекторами, будет создаваться эффект, что наша мечеть светится изнутри.

Мы постарались как можно более естественно и органично вписать наш архитектурный комплекс в ансамбль кремля, чтобы новая мечеть не тянула одеяло на себя, – рассказал в интервью «КВ» архитектор Айвар Саттаров («Мечеть Кул Шариф: выбор сделан», «КВ» от 12 июля 1996 года).

Выбор сделан, но споры не стихали

Хоть победитель конкурса и был объявлен, споры среди историков, архитекторов, духовенства, верующих по поводу проекта не стихали. Например, имамы Духовного управления мусульман Татарстана выступили против того, чтобы в мечети был музей.

Авторы победившего проекта должны были его доработать с учетом некоторых принципиальных замечаний организаторов конкурса. Но тут возникли проблемы.

- Архитекторы не учли многие предложения. Более того, они значительно отошли от конкурсного проекта и изменили его, не считаясь ни с чьим мнением. Конкурсный проект – это лишь идея, которая требует детальной разработки. А они посчитали, что победа на конкурсе дает им карт-бланш. Поэтому главный архитектор города принял решение объявить клаузулу – дополнительный конкурс, чтобы обеспечить вариантное проектирование на основе победившего конкурсного проекта, – разъяснила сложившуюся ситуацию Фарида Забирова («Какой быть мечети Кул Шариф?», «КВ» от 26 апреля 1997 года).

 

Фото: © Салават Камалетдинов

В другом интервью главный архитектор Казани Асхат Гилязетдинов рассказал, что в клаузуле приняли участие 11 коллективов. Лучшим был признан проект Искандера Сайфуллина и Сергея Шакурова. В проекте предусмотрен музей, потому что создание музея в мечети Кул Шариф заложено в указе Президента Татарстана («Мечеть Кул Шариф: окончательный выбор сделан», «КВ» от 31 мая 1997 года).

- Мечеть Кул Шариф должна стать символом объединения татарского народа и памятником павшим защитникам Казани. Это уже заложено в самой форме мечети. Она напоминает одновременно сведенные в молитве ладони и цветок тюльпана, который у восточных народов считается цветком памяти.

В мечети будет музей. Но это не светский музей, а хранилище редких рукописей, коранов, библиотека духовной литературы. Мечеть станет и просветительским центром, – отметил в интервью «КВ» консультант по религиозным вопросам фонда возрождения мечети Кул Шариф Зуфар хазрат («Мечеть Кул Шариф: храм и просветительский центр», «КВ» от 13 января 1998 года).

Сейчас в мечети Кул Шариф на цокольном этаже располагается Музей исламской культуры. Этот музей – структурное подразделение музея-заповедника «Казанский Кремль».

 

Фото: © Владимир Васильев 

На минарете засиял полумесяц

Знаменательный день в истории воссоздания мечети – 14 сентября 2001 года. В этот день на минарете мечети Кул Шариф засиял полумесяц. Высота его шпиля – почти 12 метров, вес – около 5 тонн. Со шпилем общая высота минарета составила 58 метров. Это первый из шести минаретов мечети, который был увенчан полумесяцем. На остальные пять минаретов полумесяцы были водружены в октябре.

24 июня 2005 года состоялось торжественное открытие мечети Кул Шариф. На церемонии открытия присутствовали высокие гости, общественные и религиозные деятели из многих стран мира.

- Кул Шариф – это не просто мечеть. Это новый символ Казани и Татарстана, притягательный центр для всего татарского мира. Это своего рода мост, соединяющий через настоящее наше прошлое и будущее, – тогда подчеркнул Президент Татарстана Минтимер Шаймиев.

В 2012 году творческий коллектив создателей комплекса мечети Кул Шариф стал лауреатом Государственной премии РТ им. Г.Тукая. Высокой государственной награды были удостоены Искандер Сайфуллин, Сергей Шакуров, Андрей Головин, Айвар Саттаров, Альбина Даишева, Зуфар Галиуллин, Рустэм Забиров и Зуфар Садыков.

 

news_right_column_240_400