Внушительная махина «Алтынчеч» замерла перед стеной земли в ожидании стартовой команды. Рядом, на параллельном пути, продолжается сборка ее «сестренки» «Айсылу»: детали ТПК настолько велики, что каждую из них спускают в котлован краном, а здесь уже специалисты аккуратно стыкуют их, собирая по частям будущего «крота».
На станции метро «Заводская», которая строится возле ДК им. Ленина, идет монтаж прибывшего из Франции тоннелепроходческого комплекса «Айсылу».
Кстати, на одной из частей до сих пор сохранилась размашистая надпись от руки: «Айсылу». Это имя, которое переводится с татарского как «луноликая», написал фломастером руководитель исполкома Казани Рафис Бурганов, когда члены нашей делегации принимали машину во французском городе Ле-Крезо. В состав приемочной комиссии вошел и механик Анатолий Михайский, который сейчас руководит монтажом агрегата и поведет машину до победной стыковки тоннелей возле энергоуниверситета.
- Этот ТПК полностью сделан с учетом наших пожеланий, - рассказывает он, - например, здесь установлен более мощный ротор, который позволит вести проходку в твердых каменистых породах.
- Удалось ли посмотреть город во время командировки?
- Все, как обычно в Европе, чистенько, аккуратно. Ле-Крезо – городок небольшой, примерно около ста тысяч жителей. Визит «русских, которые строят метро» стал там значительным событием. Об этом подробно писали в местной городской газете, мы на память привезли несколько экземпляров.
- А как француженки?
- Наши девчата лучше... На заводе, где принимали машину, такие же работяги, как и мы. Такие же озабоченные жизнью. Посмотришь - все, оказывается, примерно одинаково. Может, мне поэтому захотелось быстрее домой. Здесь все родное, знакомое: семья, друзья, работа.
Работы по монтажу «Айсылу» для Анатолия Михайского и его коллег хватит до конца ноября. Размеры «лунной красавицы» впечатляют: при длине в сто метров вес ее достигает 590 тонн, диаметр щита - 5,89 м. Комплекс способен прокладывать тоннель со скоростью до 250 метров в месяц. Стоимость машины – 8 миллионов 499 тысяч евро, средства на ее покупку метростроевцы заработали на строительстве метро в Самаре. Как рассказал начальник МУП «Казметрострой» Марат Рахимов, по техническим характеристикам ТПК «Айсылу» схож с «Алтынчеч», который также произведен французской компанией NFM Technologies, но изготовлен уже с учетом всех технических замечаний и эксплуатационных пожеланий специалистов «Казметростроя».
Первой начнет прокладку тоннеля в сторону Московского рынка «златовласка», затем, как положено по технологии работ, с небольшим отрывом в 50 метров двинется по параллельному тоннелю и «луноликая». Проходку предполагается начать в конце ноября - начале декабря.
В конце прошлой недели ТПК «Айсылу» доставили водным путем из Франции в Казанский речной порт. Из-за сильного ветра и качки выгрузка на причал задержалась. Остается пожелать метростроевцам миновать и финансовые штормы у российских берегов, а жителям Казани получить к Универсиаде-2013 еще пять станций комфортного городского транспорта.