Как сообщила заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по РТ Юлия Булатова, всего за девять месяцев этого года в ведомство поступило 13 тысяч обращений от граждан. Более половины из них - 57% - традиционно связаны с защитой прав потребителей. Примерно 80% таких обращений касается качества товаров народного потребления. Остальное - жалобы на предоставляемые услуги. Однако внутри этой категории наметилась тревожная тенденция: среди претензий к услугам абсолютным лидером стало образование.
Доля жалоб на образовательные услуги достигла 19% от общего числа обращений, а главное, их количество за год увеличилось в четыре раза. Основной массив претензий поступает на так называемое онлайн-обучение. Как выясняется, граждане все чаще сталкиваются с недобросовестными практиками коммерческих компаний.
В центре критики оказались две такие организации, где, по словам пострадавших, при подписании договоров им обещали существенные скидки и гарантировали помощь в трудоустройстве. Эти заманчивые условия стали решающими для многих. Однако после перечисления средств ситуация кардинально менялась. Условия пересматривались, а про обещанную поддержку «забывали». Особенно острой стала ситуация с кредитным финансированием обучения. Обучающиеся, решившие расторгнуть невыгодные или неисполняемые договоры, сталкивались с долгими задержками при возврате средств, продолжая при этом нести кредитное бремя.
Параллельно с образовательными сложностями в Татарстане сохраняется актуальность проблемы фальсификации пищевой продукции. Начальник отдела развития и координации внутреннего рынка Госалкогольинспекции РТ Розалия Арсланова рассказала, что, несмотря на снижение уровня фальсификата в целом по всей стране, он все еще попадется на прилавках. Например, рыбные консервы по-прежнему остаются товаром повышенного риска. Дорогие виды рыб заменяют более дешевыми аналогами. В текущем году доля выявленного фальсификата в этой категории товаров составляет 17%.
Наиболее распространенная схема обмана потребителя, по словам Арслановой, заключается в прямой подмене сырья. Производители даже с известными брендами заменяют ценную треску на более доступный минтай, а благородные семгу и форель - на горбушу. Стоит заметить, что подобные манипуляции не только вводят покупателя в заблуждение, но и могут нанести ущерб его здоровью. Представитель Госалкогольинспекции РТ заметила, что лаборатории, работающие на территории республики, обладают всем необходимым оборудованием и методиками для надежного выявления подобных нарушений, что позволяет эффективно бороться с фальсификатом. А вот самостоятельно в магазине потребитель определить то, что перед ним, вряд ли сможет.