Михаил Черепанов: Сведения о большинстве пропавших без вести солдат до сих пор остаются неизвестными

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Прошел 81 год, но до сих пор продолжается розыск пропавших без вести в той войне.

news_top_970_100

Как проходит эта важная работа, рассказал председатель ассоциации «Клуб воинской славы» Республики Татарстан Михаил Черепанов.

Михаил Валерьевич, военные архивы постепенно рассекречиваются. Информации о погибших и пропавших без вести стало больше?

С ноября 2019 года нашей рабочей группой найдены сведения о месте и обстоятельствах гибели 34 тысячи 300 уроженцев и жителей Татарской АССР, считавшихся пропавшими без вести. Эта информация хранилась в архивах, которые до недавнего времени были засекречены. Теперь она опубликована на сайте «Память народа» Министерства обороны РФ.

До сих пор остаются неизвестными обстоятельства гибели и места захоронений более 145 тысяч красноармейцев из нашей республики. По 29 тысячам из них поиски по сайтам Министерства обороны РФ не дали никаких результатов – сведения до сих пор находятся под грифом «Совершенно секретно».

Предстоит проверка еще 120 тысяч персоналий, в том числе почти 20 тысяч дел и карточек на тех, кто попал в плен. Эти сведения хранятся в фондах Государственного архива РТ. Но члены нашей рабочей группы поисковиков в фонды архива пока не допускаются.

Особый разговор – пленные и легионеры…

Да, это особая тема. За два первых года войны в плену оказались 4 миллиона советских граждан. Они умирали от голода, болезней, истязаний, но многие из них считаются пропавшими без вести.

Еще сложнее с информацией о легионерах. Они переходили на сторону советских партизан, движения Сопротивления европейских стран в немецкой форме, с оружием в руках и воевали против фашистов. Представьте, 25 тысяч татар носили форму легионеров. Это большая цифра. И судьба многих из них остается неизвестной.

Недавно из витебского музея мне прислали список легионеров, воевавших в партизанских отрядах Белоруссии. 147 из них – уроженцы Татарстана.

Если в раскрытом военном архиве есть информация о человеке, который считался пропавшим без вести, значит, он уже признается погибшим?

Мы много лет добиваемся того, чтобы эти люди были признаны погибшими, а не оставались пропавшими без вести. В Германии эту проблему решили 70 лет назад, в 1952 году. У них числились пропавшими без вести примерно 3 миллиона человек, и они признаны погибшими. В России пока такого решения нет. После окончания войны прошло 77 лет. Если человек, который ушел на фронт и спустя столько лет не вернулся, и если на него нет никакого компромата, то он по гражданскому законодательству обязан быть признан погибшим.

К сожалению, в России погибшим на фронте человека могут признать только по заявлению родственников. А чаще всего родственники – это дети фронтовиков: бабушки, дедушки, которым уже за 80 лет; внуки, которым за 60. Самостоятельно они вряд ли найдут эти сведения и подадут заявление. Поэтому между конкретной бабушкой и архивом должно быть связующее звено.

Кто может стать таким связующим звеном?

У нас в каждом районе есть библиотеки, архивы, «Волонтеры Победы», юнармейцы, «Наследники Татарстана», другие молодежные организации, которые могут помочь в этом деле.

База данных постоянно пополняется, и мы передаем полученную информацию по электронной почте в районные рабочие группы, которые должны быть созданы в администрациях муниципальных районов Татарстана. Важно не просто выложить данные на сайт администрации или совета ветеранов. У нас практически в каждом районе есть люди, которые анализируют данные и оперативно находят родственников фронтовиков. А в Казани эта работа идет слабо.

Раньше огромную роль в поиске погибших и без вести пропавших играли поисковые отряды, которые выезжали в экспедиции на места боев, устанавливали личности и хоронили останки погибших бойцов. Но сейчас поисковая работа в интернете, на сайтах архивов во много раз эффективнее.

Наша задача – не просто найти информацию о погибшем, но главное – разыскать его родственников и передать им найденные материалы, чтобы восстановить историческую справедливость. А что делать дальше с этими документами – они будут решать сами.

Обратите внимание!

Процесс рассекречивания происходит в соответствии с указанным сроком давности. Поэтому, если вы раньше уже пытались найти в архивах какие-то сведения о деде, прадеде, погибшем или пропавшем без вести на фронтах Великой Отечественной войны, но на запрос получили отказ, есть смысл обратиться в архивы еще раз.

news_right_column_240_400