Вообще-то потомственным дворянином был только ее прадед с отцовской стороны Николай Некрасов. А прабабушка Мария - простая дворовая девка при кухне его семьи. Простая-то простая, но очень красивая и обаятельная.
Выяснилось, что Наташа никогда всерьез родословной не занималась, о своих предках знает чуть. Так что эту задачу я возложила на себя, отправившись в Национальный архив РТ.
Просмотрела множество полувыцветших, в основном рукописных, документов, но о Некрасовых не было ни строчки. Наконец взяла в руки толстый том «Родословная книга Казанской губернии, выслана из Департамента герольдии Сената 2 апреля 1837 года» (опись 2, дело 85). И тут же екнуло сердце: я наконец-то нашла что искала. То была «Родословная и доказательства о дворянстве рода Некрасовых». Однофамильцев здесь не было, Некрасовы-дворяне на всю Казанскую губернию оказались одни.
Кроме текста, доказывающего их дворянскую принадлежность, здесь было изображено генеалогическое древо рода. Глава его - Петр, живший еще в XVI веке. Именно с Петра и пошел старинный дворянский род Некрасовых.
В древе указаны только мужские имена, и замыкают его идущие в одной строке четыре имени братьев: Николай, Иван, Василей (именно Василей) и Алексей. Позже установила, что младший из братьев в «древе» Алексей и есть отец Николая Некрасова, трагическую историю жизни которого мне рассказала моя собеседница.
Я уже упоминала о его неравном браке с дворовой девкой. Николай без памяти влюбился в юную Машу, которая украдкой посматривала на видного хозяйского сына. Его родители снисходительно относились к этим «переглядам»: роман молодого барина с прислугой был тогда делом обычным. Если обходился без скандала. Но здесь без скандала не обошлось. Николя, как его называли на французский манер, увлекся идеями Чернышевского и Добролюбова о свободе человека. И потому пришел к твердому решению соединить свою судьбу с любимой. Они обвенчались, причем тайно, в маленькой церквушке. В результате такого «пассажа» родители лишили Николая наследства и отказали молодым в доме.
Те сняли небольшую квартирку, и Николай, инженер-путеец по образованию, стал работать машинистом (кстати, эта профессия тогда была престижной, как ныне космонавт!), а Мария вела домашнее хозяйство. Была очень мила, правда, полюбила сладкие наливочки. Грамоты она совсем не знала, но это им не мешало, интеллектуальные разговоры заменял язык любви.
Идиллия молодой семьи, увы, продолжалась недолго. Для аристократического общества Николай своей неравной женитьбой стал персоной нон грата. К тому же его любимая Мария стала прикладываться к рюмке. Так началось крушение его идеалов. Когда у супругов родилась белокурая Леночка, Николай попытался помириться с родителями. К сожалению, безрезультатно. А вскоре он, не отличавшийся крепким здоровьем, стал покашливать. После же рождения сынишки Валентина сомнений не осталось - у Николая чахотка. А когда Вале сравнялось полтора годика, отец его скоропостижно скончался. Мария, лишенная жизненной опоры, воспитывать детей не могла и сдала в детский приют, рассчитанный на детей обедневших дворян. Находился приют там, где сейчас на улице Бутлерова расположена глазная клиника. Работала Мария где-то в прислугах и умерла от запоев. Ее детей после приюта воспитывала тетка. Повзрослев, Елена и Валентин обзавелись семьями. Интересно, что Леночка - Елена Николаевна - практически не работала: ведь как-никак она благородного происхождения... Ее брат Валентин жил в Ростове-на-Дону, скончался в предпенсионном возрасте.
Дети моей собеседницы Наташи Алеша и Настя - школьники, ее отец Николай Степанович - шофер, сейчас пенсионер. Мама Алевтина Александровна свою жизнь посвятила акушерству. А сестра Наташи Лена работает фельдшером.
Почти все предки Николая Некрасова избрали стезю простого труда. Но его правнучек Наташу и Лену отличает удивительно тонкий вкус в выборе нарядов даже при весьма скромном достатке. Их друзья шутят: мол, дворянская кровь сказывается...
Светлана КУЛАГИНА