Государственный камерный хор РТ под управлением заслуженного деятеля искусств РТ Миляуши Таминдаровой представит уникальную программу, в которой прозвучат произведения Р.Мухитдиновой, П.Чеснокова, Ш.Шарифуллина, С.Танеева, Р.Калимуллина, С.Франка, С.Барбера и других композиторов разных эпох и стран. Это образцы духовной музыки разных религиозных конфессий.
- Мы исполним шедевры духовной музыки, чтобы показать единство всех религий, - рассказала Миляуша Таминдарова. - Не следует путать два понятия - религиозная музыка и музыка духовная. Мы хотим позиционировать Казань как город, где мирно, хорошо, уютно всем людям. В Татарстане понятие «веротерпимость» не пустой звук. Хор - это воплощение идеи соборности. По сути мы транслируем национальную идею Татарстана как удивительного места на границе Европы и Азии, где мирно сосуществуют все конфессии. Один человек очень хорошо сказал, что каждый из нас должен иметь два уха - одно направленное на Запад, другое на Восток. Я бы сказала больше - у нас должно быть и третье - направленное на внутренний слух, чтобы слушать и слышать неповторимые интонации, которые рождаются от взаимопроникновения и взаимовлияния культур.
- Впервые на сцене хор исполнит мусульманские песнопения... - Если говорить о мусульманских песнопениях, надо понимать, что хоровой коллектив не может преступить законы ислама, поэтому мы очень корректно, трепетно и бережно подошли к составлению программы. Консультировались с учеными Российского исламского университета. Да, на сцене не могут звучать суры Корана, но азаны как призыв к миру, добру - могут. Хоровое пение - универсальный инструмент, который позволяет переходить от призыва азана к исполнению православных песнопений, от иудейской молитвы к лютеранскому хоралу и католическому, и получается удивительное многоголосие.
- У мусульман нет традиции хорового пения.- Однако есть зрелая татарстанская композиторская школа - уникальная школа самой северной точки распространения ислама. Я искала информацию в интернете, оказывается, прецедентов исламского хорового пения еще не было. Конечно, нараспев поют, но использовать современные средства музыкального языка и хоровые формы европейского формата еще не пробовали. Это будет настоящее открытие! Мы всегда стараемся идти не вдоль, не параллельно, не против течения, а перпендикулярно. Ищем новые пути, неожиданные повороты. По сути мы представим хоровой спектакль, в котором великолепную музыку будет связывать и выдающаяся российская поэзия - стихи Иосифа Бродского, Александра Блока, Андрея Дементьева, других поэтов. Стихи прозвучат в исполнении музыковеда Гузели Хайбулиной.
- Как бы вы определили главную идею проекта «Священные песни нашей земли»?- Главная идея - позитив. Я начала замечать, что у нас есть любовь к трагедии, драме. Это стало угнетать. Ну хватит слез, боли, страданий! Мы все уже устали от этого. Во всех религиях уныние - тяжкий грех. Людям нужна чистая музыка, которая несет радость, успокоение. Еще одно открытие - поиск нового звука. У нашего хора появился новый звук. Это произошло благодаря уникальному человеку, педагогу по вокалу Венере Федотовой. Она перевернула наше представление о вокале. И теперь хор звучит по-новому.
- Мы исполним шедевры духовной музыки, чтобы показать единство всех религий, - рассказала Миляуша Таминдарова. - Не следует путать два понятия - религиозная музыка и музыка духовная. Мы хотим позиционировать Казань как город, где мирно, хорошо, уютно всем людям. В Татарстане понятие «веротерпимость» не пустой звук. Хор - это воплощение идеи соборности. По сути мы транслируем национальную идею Татарстана как удивительного места на границе Европы и Азии, где мирно сосуществуют все конфессии. Один человек очень хорошо сказал, что каждый из нас должен иметь два уха - одно направленное на Запад, другое на Восток. Я бы сказала больше - у нас должно быть и третье - направленное на внутренний слух, чтобы слушать и слышать неповторимые интонации, которые рождаются от взаимопроникновения и взаимовлияния культур.
- Впервые на сцене хор исполнит мусульманские песнопения... - Если говорить о мусульманских песнопениях, надо понимать, что хоровой коллектив не может преступить законы ислама, поэтому мы очень корректно, трепетно и бережно подошли к составлению программы. Консультировались с учеными Российского исламского университета. Да, на сцене не могут звучать суры Корана, но азаны как призыв к миру, добру - могут. Хоровое пение - универсальный инструмент, который позволяет переходить от призыва азана к исполнению православных песнопений, от иудейской молитвы к лютеранскому хоралу и католическому, и получается удивительное многоголосие.
- У мусульман нет традиции хорового пения.- Однако есть зрелая татарстанская композиторская школа - уникальная школа самой северной точки распространения ислама. Я искала информацию в интернете, оказывается, прецедентов исламского хорового пения еще не было. Конечно, нараспев поют, но использовать современные средства музыкального языка и хоровые формы европейского формата еще не пробовали. Это будет настоящее открытие! Мы всегда стараемся идти не вдоль, не параллельно, не против течения, а перпендикулярно. Ищем новые пути, неожиданные повороты. По сути мы представим хоровой спектакль, в котором великолепную музыку будет связывать и выдающаяся российская поэзия - стихи Иосифа Бродского, Александра Блока, Андрея Дементьева, других поэтов. Стихи прозвучат в исполнении музыковеда Гузели Хайбулиной.
- Как бы вы определили главную идею проекта «Священные песни нашей земли»?- Главная идея - позитив. Я начала замечать, что у нас есть любовь к трагедии, драме. Это стало угнетать. Ну хватит слез, боли, страданий! Мы все уже устали от этого. Во всех религиях уныние - тяжкий грех. Людям нужна чистая музыка, которая несет радость, успокоение. Еще одно открытие - поиск нового звука. У нашего хора появился новый звук. Это произошло благодаря уникальному человеку, педагогу по вокалу Венере Федотовой. Она перевернула наше представление о вокале. И теперь хор звучит по-новому.