- Артем, иди есть, - крикнул с кухни Илья.
Пока пасынок шел к столу, он раскладывал по тарелкам макароны по-флотски. В шкафу нашлась банка тушенки, так что на приготовление незамысловатого блюда не ушло много времени.
- Макароны? - скривился подросток.
- А ты на что рассчитывал? - спокойно ответил ему Илья. - Мать на работе, я тоже только пришел, есть хочу. Мог бы и сам что-нибудь состряпать, ты-то из школы давно вернулся.
- Не мужское это дело, - хмыкнул Артем.
Илья аж поперхнулся, но отвечать ничего не стал.
- Посуду помой, - сказал он парню, закончив трапезу.
Артем все еще вяло ковырялся вилкой в тарелке, не отрываясь от экрана смартфона.
- Угу, - был весь его ответ.
Илья же направился к компьютеру - пришлось взять немного работы на дом. Вернувшись через полчаса на кухню за чашкой чая, он обнаружил на столе прежний натюрморт из тарелки с остатками макарон. Артем лениво водил пальцем по экрану.
- Посуда, - коротко бросил Илья.
- Сейчас, - кивнул подросток.
- Прямо сейчас!
- Ну чего привязался, потом уберу!
Илья закипал. Хотелось взять наглого мальчишку за шиворот…
- Что за шум? - раздался голос Альбины от входной двери.
- Оболтус наш совсем от рук отбился, а так все нормально, - вздохнул Илья.
- А чего сразу «оболтус»? - тут же напряглась Альбина.
Илья только рукой махнул и пошел к компьютеру. Он уже устал обсуждать проблему с женой. Если бы дело было только в посуде...
Когда они познакомились, Артему было девять лет. Вопреки опасениям, Илья сразу принял душой этого мальчишку с трогательно-пронзительными глазами.
А вот школьник поначалу встретил его настороженно. Чувствовалось, что ничего хорошего от этого дядьки он не ждал. Впрочем, это было вполне предсказуемо.
Альбина не сразу призналась, какие проблемы были с бывшим мужем. Поначалу в их семье все шло хорошо, но со временем отец Артема стал вести себя неадекватно. Стало понятно, что дело в запрещенных веществах…
Несмотря на настороженность, чувствовалось, что Артему не хватает отца. А Илья был совсем не против общения. Он возил Артема на соревнования, временами помогал с уроками, с удовольствием играл с ним в видеоигры.
Альбина нарадоваться этому не могла.
За прошедшие несколько лет они переехали в трехкомнатную квартиру. Илья очень хотел детей, но жена поставила условие - семья не должна жить в тесноте.
Проблемы начались, когда Артем из открытого любознательного мальчишки стал превращаться в замкнутого подростка. Еще недавно он обнимал Илью за шею и называл папой. А теперь огрызался по любому поводу.
На самом деле, мужчина не требовал от пасынка ничего невозможного. Просил убирать за собой, прибираться в комнате, аккуратно выполнять школьную домашку. За косяки лишал телефона или компьютера на несколько часов или даже дней. И надо сказать, эта система работала, пока не вмешалась мама…
В какой-то момент Артем понял, что наказания можно избежать, если обратиться к маме. А та отвечала, мол, подумаешь, какая ерунда, играй, сыночек, в компьютер и ни о чем не беспокойся. Посуду помыть? Да можно и потом.
В комнате убраться? Так это твое личное пространство.
Илью такой расклад не устраивал, но он ничего не мог поделать. Едва разговор заходил о сыне, Альбина и слышать ничего не хотела.
Закончилось это ожидаемо. Артем очень скоро стал хамить взрослым, причем не только родителям, но и учителям. Но Альбина и в школе вставала на сторону сына.
Дальше - больше. Артем стал обманывать с оценками, а однажды даже вытащил из кошелька матери тысячу рублей.
Альбина тогда не на шутку разозлилась, но уже на следующий день вернула сыну телефон.
- Это главный инструмент его самовыражения, я не могу лишать сына такого, - объясняла она.
По совету знакомых Илья привел семью к психологу, хотя и недолюбливал эту профессию. И, о чудо, специалист встал на его сторону! Только Альбине это оказалось глубоко безразлично, она считала себя правой без вариантов.
В один из вечеров Илья сел за компьютер и увидел сообщение в мессенджере: «Пришли фото с паспортом». Перед этим за компом сидел Артем, он оставил на виду свою переписку.
Бегло пробежавшись по строкам, мужчина похолодел, а потом рассвирепел. Уже через несколько мгновений он был в комнате Артема.
- Ты совсем дебил? - прорычал он, тряхнув Артема. - Наркотики решил продавать? Денег легких захотел?
- Отпусти! - вертелся парень. - Ты что, переписку читал? Это мое личное пространство!
В этот момент Илья не выдержал и влепил Артему крепкого леща. А тот оторопело смотрел на него.
- Телефон сюда! - прокричал Илья. - Ты паспорт им отправлял?
- Нет, - пролепетал мальчишка, отдавая смартфон.
Илья достал из аппарата симку и сломал ее, а потом запустил процедуру обнуления данных.
- Номер сменишь, на связь с этими людьми не выходи, - предупредил он. - Завтра в полицию пойдем. Ты хоть понимаешь, что тебя не просто посадить могут? А если эти люди тебе голову оторвут?
Но тут домой пришла Альбина. Увидев злое лицо мужа и напуганного сына, она не стала разбираться.
- Никто не смеет поднимать руку на моего сына! - кричала она, собирая вещи Ильи. - Убирайся сейчас же!
Илья пытался все объяснить, но тщетно. Следующие несколько дней он провел у родителей, безуспешно пытаясь дозвониться до Альбины. Тем удивительнее было встретить ее в конце рабочего дня у своего рабочего офиса.
Жена была бледной и напуганной. Они сели в машину.
- Одноклассника Артема задержали полицейские, у него наркотики в сумке были, представляешь? - на этих словах она разрыдалась.
Илья молчал, холодея от мысли, что на месте этого парня мог быть сын Альбины.
- Артема отец бил, понимаешь? - продолжила она, утирая слезы. - А я, дура, не сразу уйти решилась. Никому его в обиду не дам…
- Кроме него самого, - не выдержал Илья. - Ты говорила с Артемом?
- Да, он сам напуган. Говорит, что ничего не распространял, только с куратором переписывался. Илья, что делать?
- Наверное, в полицию идти. Он же ничего не натворил.
- Я не справлюсь одна с этим, - призналась Альбина.
- Тебе и не надо, я буду рядом, - сказал Илья, обнимая жену. - Справимся. В конце концов, мы не первые, которые проходят через такое.
- Он ведь не родной тебе, - грустно улыбнулась жена.
- То, что он мне хамит, не означает, что я не люблю его. Ничего, воспитаем из него человека.