Мы проклятым вопросам ответим: «Аллилуйя любви, аллилуйя!»

Народный артист России, знаменитый композитор Алексей Рыбников встретился в БКЗ имени С.Сайдашева с казанскими журналистами.

news_top_970_100
Он приехал вместе с супругой на международный оперный фестиваль «Казанская осень», чтобы услышать казанскую премьеру своей симфонии-мистерии «Воскрешение мертвых». И на пресс-конференции в БКЗ имени С.Сайдашева вспомнил, что впервые ее исполнили в Москве на фестивале «Черешневый лес»... но устроители фестиваля испугались такого названия и написали в афише: «оратория «Жизнь».
- О Казани я много слышал хорошего, но сам был здесь давно, в середине шестидесятых, - предлагал местному театру свой балет, так и не поставленный. Теперь сюда каждые два-три года приезжает на гастроли наш музыкальный театр, правда, казанские продюсеры заказывают только оперу «Юнона» и «Авось» или детскую сказку «Буратино». Но скоро, 18 - 19 сентября, в Московском международном Доме музыки состоится премьера спектакля «Аллилуйя любви» - это вариации на тему любви из ранее написанных произведений, где барон Мюнхаузен и Марта, Хоакин Мурьета и Тереса, князь Болконский и Наташа и конечно граф Резанов и Кончита создают такой диалог эпох и культур. Этот спектакль родился из пожеланий зрителей, которые хотят слышать полюбившиеся песни и мелодии из спектаклей и кинофильмов. Надеюсь, его увидят и казанские зрители.
- Алексей Львович, вы написали музыку к более ста фильмов. Вас и сейчас приглашают в кино?- У меня своих проектов столько, что в чужих уже нет времени участвовать. Мне хочется снимать музыкальные фильмы. Хочу снять, например, «Литургию оглашенных» и «Воскрешение мертвых». Недавно мы сняли фильм по нашему спектаклю «Юнона» и «Авось», сейчас идет монтаж.
- Насколько сложно сегодня реализоваться молодому талантливому композитору?- Кормиться симфонической музыкой всегда было тяжело. За большие серьезные сочинения, скажем, ту же «Юнону» и «Авось» или «Звезду и смерть Хоакина Мурьеты», мне ничего не платили. Потом, правда, они стали известны и сейчас очень поддерживают. Так что и сегодня я пишу симфонии для души, а зарабатываю на других вещах. И молодым пробиваться всегда тяжело. Вот я недавно узнавал, у нас каждый год в стране консерватории выпускают порядка 60 композиторов. Есть фестиваль современной музыки. Но он не пользуется успехом у москвичей. В мире существует система госзаказа, там симфонические оркестры должны в год играть какой-то процент музыки своих современников. Государство композиторов поддерживает. У нас, к сожалению, этого нет. И мы хотим пойти к министру культуры просить поддержки. Может быть, нужно создать какой-то фонд, чтобы финансово поддерживать молодых музыкантов. Скоро будет запущен интернет-проект  «Со-та», на этом сайте молодые музыканты, художники, творческие люди смогут общаться, чтобы заявлять о своем существовании. С другой стороны, хочу спросить: а сам композитор все сделал для того, чтобы найти дорогу к сердцу слушателя? Сам он все ли сделал, чтобы его захотели слушать? Увы, композиторы резко отдалились от аудитории, пренебрегают интересами публики. Нужно искать путь к сердцу слушателя.
Участвовавший в пресс-конференции художественный руководитель Государственного симфонического оркестра РТ Александр Сладковский предложил Алексею Рыбникову исполнить в Казани весь его пятичасовой цикл - «Тишайшая молитва», «Литургия оглашенных», Concerto grosso и заключительную часть «Воскрешение мертвых»... На что Алексей Львович ответил растерянной улыбкой. Наверное, не поверил, что такое действительно возможно.