Жители нескольких домов на улице Чистопольской возмущены платной парковкой. которую городские власти организовали на второстепенной дороге под их окнами. Теперь, чтобы оставить здесь машину, им придется платить по 30 рублей в час. Жители Чистопольской говорят, что и этих мест для автомобилей было недостаточно, а сейчас ожидают парковочного коллапса и в борьбе за отмену платы готовы дойти до прокуратуры и даже до Рустама Минниханова. Корреспондент «КВ» выяснила, почему парковка стала платной и что предлагают жителям делать в мэрии.
«Все бесплатные места около ТЦ и у «Арены» — заняты»
Одна из жительниц, которая больше не может бесплатно парковать свою машину возле дома, рассказала нашему изданию, что на деньги, которые она будет отдавать за место на парковке, можно было бы снять квартиру.
«Должны быть какие-то льготы, так как у нас за месяц будет выходить почти 13 тыс. рублей! На эти деньги можно квартиру снять. На словах у них [мэрии] льготное время с семи утра до шести вечера, но ведь это только до конца января», — возмущается жительница Чистопольской.
Также она объяснила, что те места, которые предлагают в Комитете по транспорту для бесплатной парковки, либо переполнены, либо закрыты.
«Почти все парковки, которые нам предлагают заняты. Около «Арены» [«Ак Барс Арена»] всегда закрыто. Только вот когда футболисты приезжают, все у нас паркуются, никто около «Арены» машину не оставляет!» — пожаловалась девушка.
Еще один обитатель домов говорит, что сам давно паркует свою машину на платной стоянке, но также недоволен новым решением. Мужчин вспомнил 2018 год, когда к его дому из-за Чемпионата мира по футболу были перекрыты многие проезды. Тогда, говорит он, жильцы отнеслись с пониманием к тому, что сделали власти, и молча терпели неудобства. Но сейчас в домах терпеть решения властей не намерены.
«Это еще собирались сделать в 2015 году. Вопрос был подвисший. В исполкоме так и сказали, что вопрос стоял давно. Это неправильно решение. Когда был ЧМ по футболу, тут стояли бетонные блоки, мы вообще подъехать не могли, но мы претензий не высказывали», — возмущается он.
«Мест на все дома и без этого не хватало»
О новом решении в социальных сетях заявила популярная казанская блогерша «Аляска». Так, ее видео в Tik-Tok залетело в рекомендации на более чем 200 тыс. просмотров. И ожидаемо, разделило пользователей на два лагеря.
Кто-то поддерживает решение, а кто-то задается вопросом, куда теперь ставить свою «тачку».
«Платная парковка нужна, машины и так негде припарковать. Не надо покупать машину, если не можешь ее содержать», — заявляет один из комментаторов под видео девушки.
Девушка рассказывает, что и до такого решения мест на парковке у домов категорически не хватало. По вечерам приходилось наматывать круги в поисках уголка для машины. Особенно долго предстояло «кататься» после 20:00, ведь у жильцов дома автомобилей оказалось гораздо больше, чем места под них. Тем более, что во дворах многих домов по улице парковаться нельзя.
На дорогах, где теперь нанесена разметка под платную парковку, недоумевают жильцы, трафик был небольшой и речи о пробках из-за припаркованных машин не было. Почему у них забрали эти места – они не понимают.
Блогерша также рассказала корреспонденту «КВ», что по сей день парковка, несмотря на возмущение жителей, остается платной.
Причины, из-за чего парковка стала платной
В пресс-службе мэрии Казани на запрос нашего издания отправили информацию Комитета по транспорту. Причиной введения платной парковки на улице, весьма отдаленной от центра, в ведомстве привычно называют увеличение числа автомобилей в городе, за которым не успевает рост дорог.
«Уровень автомобилизации в Казани растет с каждым днем. По итогам 2020 года в городе было зарегистрировано 455 тыс. автомобилей. Это в 1,5 раза больше, чем в 2010 году — 272 тыс. авто, и в почти в 3 раза больше, чем в 2005 году — 152 тыс., — говорится в сообщении. – Улично-дорожная сеть города не рассчитана на хранение автомобилей, тем более в таком количестве. В результате припаркованные автомобили нередко препятствуют проезду машин скорой помощи, пожарных, газовых служб к самим домам во время ЧП и экстренных вызовов», — сообщили в ведомстве.
К тому же, говорят в комитете, в этом случае парковка расположена на землях общего пользования.
«Парковочные места расположены на местном проезде, с нечетной стороны улицы, возле домов № 73 — 85а, общим количеством 260 машино-мест», — отмечают в исполкоме.
Там ожидают, что такая мера снизит число автомобильных пробок в этом районе, отмечая, что платные парковки стали весьма эффективной в этом мерой. Благодаря таким решениям, подчеркивают в комитете, за последние пять лет пропускная способность городских дорог увеличилась на 18%, а средняя скорость передвижения — на 5 км/ч. Ну и к тому же, снова напомнили в ведомстве, на парковочные места в течение более полутора лет действует льготный режим.
«Плата за пользование парковкой взимается с 7:00 до 18:00 в будние дни. После 18:00 и до 7 утра, в субботние, воскресные и праздничные дни — оплата не требуется», — отметили в ведомстве.
«Режим продлен до конца текущего года. Первые 15 минут стоянки на парковке также бесплатны, что дает возможность беспрепятственного подвоза и осуществления посадки-высадки. Размер платы за пользование муниципальными парковками на данном участке составляет 30 рублей в час», — говорится в сообщении.
«Комитет выполняет полномочия по закону»
В мэрии также добавили, что все решения в отношении домов по Чистопольской были выполнены по закону.
«Комитет по транспорту выполняет полномочия, которые определены законом. Конечно, всем неприятно, когда парковка появляется там, где ее раньше не было», — рассказали в пресс-службе.
Протестующим жителям в мэрии предлагают обращаться со своими вопросами и поиском решения в Комитет по транспорту. Там отмечают, что комитет открыт для обращенияй всегда.
«Никто от жителей не скрывается. В рабочие дни открыт и комитет, и исполком», — объяснили в мэрии.
«Вопрос тут больше про здравый смысл»
Авторы Telegram-канала «Казан Урбанче» раскрыли «КВ» свой взгляд на ситуацию. При условии, что сами урбанисты вытупают за платные парковки, подчеркивают они, тут вопрос более в здравом смысле. Эксперты признались, что не совсем понимают, чем руководствовался в данном случае исполком.
«И на это есть две причины. Первое: перед тем, как расширять экспансию зоны платных парковок за пределы исторического центра, логичнее было бы решить проблему машин со снятыми номерами на уже действующих стоянках. В ситуации, когда большинство машин стоит на этих местах со снятыми номерами, расширение зоны платной парковки фактически просто превратится в расширение зоны снятых номеров.
Второе – платные парковки призваны упорядочить стоянку и снизить трафик в местах, где с этим проблемы. Например, в исторических кварталах, являющимися общественно-деловыми центрами городов, мотивируя таким образом людей не использовать личный транспорт для поездок на работу или учебу. Тем самым снижается трафик на улицах, не предназначенных для пропуска такого количества машин в час, а парковочные места вдоль улиц освобождаются для клиентов коммерческих помещений на первых этажах, которым не нужно бросать там машину на весь день.
В данном случае мы имеем дело с сугубо жилой зоной. Рассматриваемый микрорайон в районе пересечения Чистопольской и Четаева является одним из образцовых в Казани с точки зрения организации пространства: квартальная застройка, дворы без машин, невысокая этажность, места для автомобилей снаружи зданий. При этом, на первых этажах здесь имеются различные коммерческие помещения.
При организации платных парковок в таких зонах логичным было бы сделать исключение для резидентов, т.е. собственников и арендаторов квартир. Эта идея не нова, в большинства городов мира, где вводятся платные парковки, и даже платный въезд в центр, данная мера не касается тех, кто на этой территории живет. За примером далеко ходить не надо — в центре Москвы жильцы домов в на платят за парковку в своем квартале.
И эта мера вполне логична, ведь когда мы делаем платной парковку для гостей данной территории, таким образом мы просим граждан отказаться от лишних поездок на автомобиле, но текущее решение исполкома сделать парковки на Чистопольской платными даже для жильцов этих домов фактически принуждает граждан продать автомобиль. Или ездить в центр на работу на машине, от чего сейчас побуждают казанцев отказаться. Чтобы днем за парковку у дома не платить, конечно же», – отмечают эксперты.
Они называют эту меру слишком радикальной: наше общество еще не готово к тому, чтобы платить по 500 рублей в день за парковку автомобиля рядом с домом. А также подчеркивают, что для полного отказа от автомобиля в Казани элементарно нет условий – развитой сети общественного транспорта.
«Рассматриваемый микрорайон находится аккурат между мостом Миллениум и Третьей транспортной дамбой, однако с Чистопольской через эти мосты нет ни одного (!) маршрута. Для того, чтобы уехать, например, в Советский район или в парк Горького, людям необходимо почти километр пройти пешком до Амирхана или Ямашева», – указывают авторы урбанистического Телеграм-канала.