На Сталинград через хутор Вертячий

Сейчас в Казани проживают всего 22 ветерана, которые участвовали в Сталинградской битве.

news_top_970_100

- Мы, безусые мальчишки, не до конца понимали всего ужаса войны. Не понимали и не верили, что в любой момент можем погибнуть. И может быть, это и спасало, - вспоминает Ростислав Владиславович. - Я попал во 2-ю гвардейскую минометную дивизию. В конце декабря повезли нас, необстрелянных ребят, на передовую - в Сталинград. Морозы тогда стояли жуткие, но обмундированы мы были хорошо: сапоги, валенки, шубы, телогрейки, ватные штаны.

Приехали в знаменитый хутор Вертячий. Он находился километрах в трех от передовой. Это село называли хутором смерти. Вокруг него было четыре дороги, и там все плутали - машины въезжают в хутор, а выехать не могут. В общем, какое-то заколдованное место. Но я на удивление быстро там сориентировался. Ко мне приходили ночью и днем: «Выведи машины из Вертячего!» И я выводил колонны машин, которые шли на передовую.

И вот 22 января началось наступление. Один солдат, командир взвода и я были на наблюдательном пункте. И вдруг один снаряд упал прямо рядом с нами. Противотанковое ружье и наблюдательная труба полетели в сторону, раздался грохот. Я очнулся под тяжестью двух тел, присыпанный мерзлой землей. Сначала думал, что погиб. Но потом чувствую - жив! Нас вытащили. Оказалось, солдат убит, комвзвода ранен.

2 февраля фашисты капитулировали. Я до сих пор вспоминаю страшную картину, как идут пленные: обмороженные, на головах какие-то платки, кофты, на ногах солома, чтобы хоть как-то согреться. Пленных было так много... Они шли и день и ночь, и день и ночь... Жалко их было, мы даже еду им давали. Ведь это такие же солдаты, как и мы: и молодые парни, и пожилые...

Моя Сталинградская эпопея длилась ровно два месяца. И нас снова повезли в Москву на переформировку. Вши - вот что было самое страшное на фронте! Но мы прожарили одежду, помылись в бане - и жить сразу стало веселей.

Со 2-й гвардейской минометной дивизией Ростислав Владиславович прошел несколько фронтов и дошел до самого Берлина.

news_right_column_240_400