То, кризис какого года жизни окажется самым ярким, является одним из определяющих факторов его будущего - такой вывод сделал кандидат медицинских наук психотерапевт Евгений Сахаров на основании почти двадцатилетних наблюдений за группой ребятишек, которые стали сегодня взрослыми людьми. Столь длительным изучением дезадаптивных детских кризисов в нашей стране еще никто не занимался.
Как оказалось, самый опасный - сложный кризисный период первого года жизни, поскольку он один из факторов, определяющих формирование в будущем дезадаптивных форм поведения, в том числе алкоголизма и наркомании. Дело в том, что, пережив кризис в тяжелой форме, ребенок может вынести из своей младенческой жизни негативный опыт взаимодействия с окружающим миром и у него сформируется недоверие к нему. В итоге, повзрослев, он постарается оградить себя от реальности, уйдя в лучшем случае с головой в работу, в худшем - в запой или иллюзорный мир наркотиков.
Что же? Все предопределено и ничего нельзя исправить? К счастью, это поправимо, уверяет психотерапевт Евгений Сахаров.
- На основании проведенных исследований нами разработаны психокоррекционные программы, которые базируются на принципах семейной медицины, - поясняет Евгений Александрович. - Программы включают психологическую терапию родителей, которых знакомят с особенностями протекания детских кризисов и способами взаимодействия с детьми в этот период.
Программы уже опробованы в экспериментальной группе детей - риск развития дезадаптивных вариантов поведения, в том числе наркотической зависимости, удалось существенно снизить! Правда, для этого высококвалифицированным психотерапевтам пришлось работать с семьями на протяжении нескольких лет. Соответственно с годами методика совершенствовалась.
Если проблема детского кризиса явно выражена, то в идеале, конечно же, решать ее надо под руководством опытного специалиста. Но нижеприведенные простые советы не помешают любому родителю. В чем выражается кризис первого года? Ребенок очень интересуется окружающим его миром: он хочет поближе рассмотреть висящую на потолке люстру, пощупать мамин халат, погладить кошку... Но реализовать свои страстные желания малыш пока не может: он не в состоянии ни подойти к нужному предмету, ни сказать родителям о том, что ему хочется. Пережить несоответствие желаний и возможностей ребенку нелегко. Он проявляет свое недовольство плачем, капризничает, а бабушки объясняют молодым родителям: у ребенка, мол, зубки режутся или животик болит. Но нужны ребенку не компрессы на десны и не слабительные, а компенсация за неумение ходить и говорить - общение, внимание, ласка близких.
Помогите своему малышу: давайте как можно больше новых (и конечно же безопасных) предметов - рассмотреть, потискать, помять, покусать... Возьмите на руки и прохаживайтесь по комнате или улице, поднося малыша к разным предметам. Позволяйте ему вволю ползать или ковылять по всей квартире, в разных уголках детской площадки во дворе - ему как воздух необходимы новые впечатления. Пусть крохотуля, как вам кажется, еще совсем ничего не понимает - все равно как можно больше разговаривайте с ним, давайте слушать музыку, выезжайте в зоопарк, на природу... Ребенок сам почерпнет из всего услышанного и увиденного то, что ему нужно.