32-летний настоятель храма Богоявления Господня в Менделеевске иерей Василий Имуков регулярно ездит в зону СВО с гуманитарным грузом и для духовной поддержки наших героев.
Хотел быть военным, но стал священником
Выглядит он совсем юным, а в общении простой и открытый. Батюшка рассказал, что родился в семье военных - папа служил летчиком, а мама была связистом. Отец нашего собеседника родился в Татарстане, однако после окончания военного училища его отправили на Дальний Восток. Оба родителя служили на Дальнем Востоке, там и родились будущий иерей и его сестра. В 90-х годах семья вернулась в родные края. Сам отец Василий тоже хотел быть военным и даже служил в ракетных войсках в артиллерии на Дальнем Востоке. Завершил службу в звании сержанта. После отпуска планировал идти в школу прапорщиков. Но, приехав домой, понял, что хочет идти в семинарию, ведь он не раз задумывался о том, чтобы стать священнослужителем. В храм его привела тетя, когда ему было 14 лет. Позже юноша стал помогать в храме в качестве алтарника. Родители были несколько удивлены интересам сына, но препятствовать не стали.
- Я был настоятелем прихода в Черемшане в храме Архангела Михаила, когда началась специальная военная операция, - рассказал отец Василий. - Именно в этом храме мы начали собирать гуманитарную помощь. На ее сбор и поездки в зону СВО нас благословил митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. По-другому нельзя. После его благословения все дела идут на лад! В храме в Черемшане с начала спецоперации мы выиграли грант и начали шить эвакуационные тактические носилки. Вначале привозили на полигон печи, рюкзаки и другие вещи, необходимые бойцам. В этом помогало много неравнодушных людей. Затем меня назначили настоятелем в другой храм, но храм в Черемшане продолжил помогать бойцам. В храме в Менделеевске люди плетут маскировочные сети, собирают средства на продукты питания и вещи для бойцов. Глава района Радмир Беляев во всем помогает. Жены героев объединились. У меня самого в зоне СВО два племянника и крестник.
Вскоре после начала СВО батюшка стал ездить к ребятам. При поддержке митрополита Кирилла был приобретен дополнительный транспорт. Потом владыка благословил ездить в зону СВО в командировки с духовной целью, к примеру, крестить, причащать, исповедовать воинов. Отец Василий ездит в зону СВО в основном с отцом Ростиславом Икрамовым.
«Чудеса там повсюду»
Отец Василий отметил, глядя на своих племянников и крестника, понял, как СВО поменяла их.
- Глаза стали другие - глубокие, что ли, - сказал он. - Ценности поменялись. В мирной жизни человек работает, получает зарплату, тратит ее. А там человек живет ради более высоких целей. Сами воины мужественные, смелые. Священник в зоне СВО - это как лучик света и добра. От него воины получают духовную поддержку, понимание, молитвы. Меня часто спрашивают про чудеса, и я отвечаю: они там повсюду. Каждый день! Однажды мы видели, как вокруг все было сожжено, потому что прилетела ракета, а крест стоял целый и невредимый. И вокруг него - трава зеленая и нетронутая. Такая картина впечатляет. Бывает и такое, что находятся без вести пропавшие, когда близкие верили в чудо, молились. А ребята, которые погибли за Родину, безусловно, герои. Теперь они воины в Царствии Небесном и небесные наши защитники.
Еще батюшка рассказал про священников из других городов России, с которыми познакомился в зоне СВО. Один из них из-за ранения, полученного в Чечне, куда ездил тоже как священник, ослеп. Однако он довольно часто ездит в зону СВО, в госпитали и к мирным жителям. Его везде сопровождает помощник. Батюшка этот наставляет не отчаиваться и не унывать. У людей после общения с ним появляются силы.
Воины с молитвой на устах
У отца Василия есть небольшие заметки про поездки в зону СВО и размышления о них. «Многое там решается словом, - написал он в одной из них. - Словом отдают приказ, словом можно ранить, убить, словом можно спасти много жизней, словом можно вдохновить и оживить человека. В зоне боевых действий слово - очень важное оружие. И только человек, обладающий живым словом, будет жить и поступать правильно. Если в душе человека нет Бога, если он не размышляет о Боге, то никогда и не скажет о нем. В общении с военными часто слышишь разговоры о смерти, смысле жизни, планах и целях на будущее. Кто-то после СВО хочет завести семью, другой - правильно воспитывать детей, а кто-то - просто вернуться домой с адекватным рассудком или научиться нормально жить после всего увиденного. Эти планы доступны только, когда в твоей жизни есть Бог. Об этом и говорит там священник».
В одной из таких заметок батюшка рассказывает про венчание, которое прошло в зоне СВО 8 марта этого года. Знакомая обратилась к нему с просьбой повенчать их с мужем, находившимся в зоне СВО. Женщина сама приехала к супругу.
«Тихо, скромно, незаметно для других, - пишет отец Василий. - Только представьте, как это выглядит. Вместо церкви - подземный блиндажный храм. Вместо пышных торжеств - скромный стол, клеенка с новогодним рисунком и камуфляжная тематика в одежде у всех собравшихся. Вместо самых близких людей и родни - боевые товарищи. Но фата и платье настоящие. Свечи венчальные, кольца обручальные, рушник, венцы, иконы - все есть. А самое главное - это любовь, которая привела их к этому серьезному шагу, возможно, самому главному в их жизни. Они и не ожидали, но так случилось, что в соседнем блиндаже в это время пела солдатам народная артистка России Анна Артамонова. После того как концертная программа закончилась, она пришла на венчание. Анна была тронута происходившим. Она много и долго их поздравляла, мы все поздравляли. По приезде в штаб произошло еще одно знакомство - в этот раз с группой «Рок-Театр», которая тоже ездит по зоне СВО, поддерживает военных. Очень энергичные ребята. Потом было знакомство с еще одним исполнителем песен Розенбаума - Александром Юрьевичем. Так сложилось, что в этот день в нашем штабе собралось много творческих людей. И все поздравляли молодоженов, пели им песни, читали стихи, жали руки, обнимали, дарили цветы. Это необычайный день для всех нас. Удивительным образом Господь собрал всех нас в одном месте. «Отец Василий, это самый настоящий праздник», - сказала Галина. А я лишь улыбаюсь, радуюсь за них, наблюдаю за тем, как Господь их взял под свою опеку. Перед отъездом им поют песню «Эти глаза напротив». Галина и Виталий смотрят друг на друга, улыбаются, они счастливы. Прощались долго, никак не могли их отпустить. Много фотографировались на память, обменивались телефонами, взаимными приглашениями и долго махали им вслед. Все получилось не так, как они себе это представляли. Получилось намного лучше, торжественнее, веселее и теплее. Так бывает, когда свою жизнь ты доверяешь Богу».
Еще священник рассказал про посещение интерната для взрослых и детей на новых территориях. Он написал, что многие попали туда и спаслись в этих стенах еще до СВО. Большое количество попали в интернат благодаря тому, что территории поселений разминировали и освободили российские солдаты. Несмотря на пережитые тяжелые эмоции, пишет батюшка, ребята там очень жизнерадостные.
А вот так батюшка описывает военнослужащих: «Уверенность в защите Небес, быть под защитой Бога и быть готовым к жизни вечной - то, что отличает русского солдата, укрепленного верой и духом, идущего защищать Русский мир и спокойную жизнь мирного населения».
Это искреннее наблюдение записано в феврале этого года: «Февраль у всех разный. В Запорожье ни снежинки, а в Луганской области все в снегу. Сегодня соборная воскресная служба на Запорожском фронте. Наши воины сильны духом и верой. Все добровольно пришли на фронт нести Русский мир с молитвой на устах».