Мария Ивановна Сенгепова разводила оленей и ловила рыбу в родовых угодьях хантов, а к родственникам переехала из тайги, когда тяжело стало справляться со стадом в сто голов. Тут и выяснилось, что у нее никогда не было паспорта.
Женщина не знает ни слова по-русски, поэтому хлопотать за нее стала племянница Надежда Сенгепова. Из всех документов у тетушки были лишь справка о том, где она родилась, и пенсионное удостоверение, вот уже пять лет как недействительное. В районной прокуратуре процедура установления личности длилась несколько месяцев, так как выяснилось, что сама бабушка даже не знает даты своего рождения.
- Возраст был определен примерно - от 85 до 100 лет. При слушании дела она заявила, что родилась в «день прилета ворон». Согласно пояснениям родственников и показаниям свидетелей, днем прилета ворон у жителей коренных народов Севера считается 7 апреля. Суд постановил определить дату рождения 7 апреля 1915 года, - объяснила Наталья Бехтина, старший помощник прокурора Сургутского района.
Сотрудники прокуратуры до сих пор недоумевают, как Марии Ивановне без паспорта выдали пенсионное удостоверение. В прокуратуре говорят, что с аналогичными заявлениями к ним хотят обратиться еще как минимум двое коренных жителей. Однако процедура установления личности - процесс утомительный: Марию Ивановну обязали присутствовать на заседаниях суда, который находится за 200 километров от ее дома. Последний визит закончился для бабушки инсультом - ее увезли в больницу прямо из зала суда.
- Может быть, роль сыграло переутомление. Все-таки возраст есть возраст. Сейчас у старушки нарушены координация и речь, а родственники уже пожалели о своей затее получить для нее удостоверение личности, - заметил Василий Васильченко, глава села Сытомино.
Вопрос о присвоении долгожительнице российского гражданства обещали решить уже на этой неделе, сообщают vesti.ru.