Этот концерт состоялся в рамках большого гастрольного тура оркестра - от Нижнего Новгорода до Красноярска. Уже стало доброй традицией, что перед каждым выступлением его легендарный дирижер Владимир Спиваков проводит открытую генеральную репетицию, на которую приглашает детей-инвалидов, детей-сирот, трудных подростков, учащихся и преподавателей музыкальных школ и училищ. Казань не стала исключением.
Владимир Спиваков с 1997 года играет на скрипке работы Антонио Страдивари, которую передали ему в пожизненное пользование меценаты, собравшие огромные деньги, чтобы купить этот уникальный инструмент. Кроме него, к скрипке никто не прикасается, потому что маэстро считает, что от прикосновения чужих рук может нарушиться молекулярный состав скрипки. Владимир Спиваков говорит, что скрипка Страдивари, как настоящая женщина, капризна, любит заботу и внимание. Чтобы она великолепно звучала, ей необходимо служить - каждодневно, ежечасно.
- Моя мечта - проехать с оркестром через всю страну, от Калининграда до Владивостока. Наша цель изначально была и остается - выступать на родине, в самых отдаленных регионах, перед самой разной публикой, - рассказал Владимир Спиваков на встрече с журналистами.
- Насколько классическая музыка сегодня востребована, особенно в провинции?
- Мы много гастролируем и видим, что люди просто соскучились по красивой музыке. Но, к сожалению, не во всех городах есть концертные площадки, где может выступать такой большой коллектив, как наш, в котором 110 человек. Это действительно проблема. В Японии, например, небольшая деревня, и вдруг на окраине - современный концертный комплекс с великолепной акустикой. И когда их спрашивают, почему в глубинке построили такой масштабный центр, они отвечают, что лет через 30 - 50 здесь будет большой город и без музыкального зала ему нельзя. У нас другая философия, мы абсолютно не думаем, что будет завтра, как и чем станут жить наши дети.
- Правда, что в ваш оркестр легче попасть молодым?
- Мне проще молодых научить, чем переучивать уже сложившегося музыканта, поэтому для молодых у нас созданы хорошие условия для развития их талантов. Со зрелыми, опытными музыкантами работать гораздо сложнее. У них уже сложилась своя манера, свой характер исполнения. Они думают, что именно во времена их молодости все было правильно, и очень часто не приемлют новшеств, изменений, которые необходимы. Молодежь, напротив, очень энергичная, веселая, податливая.
- Однажды, когда в зале во время концерта у кого-то из зрителей зазвонил мобильный телефон, вы отреагировали неожиданно - просто повторили на скрипке эту мелодию. Часто случаются такие нештатные ситуации?
- Довольно часто. Люди приходят на концерт после напряженного рабочего дня, уставшие, и многие просто забывают отключать телефоны, несмотря на предупреждения. Я к этому отношусь с пониманием. Но все равно, когда случается такое во время концерта, бывает неприятно.
- А можно узнать, какая мелодия на вашем мобильном телефоне?
- «Молчите, молчите...» - песня Андрея Миронова.
- Владимир Теодорович, совсем недавно вы попробовали свои силы в новом для себя амплуа - озвучили Петуха в мультфильме «Гадкий утенок». Что привлекло вас в этом проекте?
- В первую очередь, это, конечно, великолепный режиссер Гарри Бардин. Сначала наш оркестр по-дружески записал саундтрек к мультфильму, а потом Гарри предложил: «А давай ты попробуешь озвучить Петуха!» Было очень интересно и легко работать. Когда я смотрел фильм, то голос свой не узнал. Ощущения были необычные.