«Нет могил безымянных и нет безымянных имен»: жизнь и судьба Карима Тинчурина

Его арестовали 16 сентября 1937 года, на следующий день после полувекового юбилея. И уже ничто не могло спасти выдающегося драматурга и общественного деятеля, члена Союза писателей ТАССР и СССР, одного из основоположников национальной татарской драмы, режиссера, руководителя Татарского драматического театра от бездушной карательной системы, переламывающей по жестокой разнарядке «вождя и учителя» неизвестно откуда взявшихся врагов, в том числе и представителей национальной интеллигенции.

news_top_970_100

Вихрь

Карим Галиевич Тинчурин родился в бедной крестьянской семье 15 сентября 1887 года в деревне Таракановке (Белоозерке), что в ту пору входила в состав Пензенской губернии. Мальчик радовал семью успешной учебой в сельской школе. Мечтая о лучшем для него будущем, Карима отправили в Казань, где в известном далеко за пределами этого города медресе «Мухаммадия» - кузнице кадров национальной интеллигенции - учились те, кто впоследствии будут символами татарской культуры.

Казань начала века не могла оставаться в стороне от событий надвигающейся революции 1905 года. Молодой Тинчурин сближается с членами революционно-демократического кружка, что не могло не привлечь к нему внимание полиции и руководства медресе. В 1906 году Кариму Тинчурину пришлось покинуть стены «Мухаммадии».

Вскоре в недавно организованной первой профессиональной татарской актерской труппе «Сайяр» появился новый актер, привлекший внимание как актеров, так и зрителей не только своей игрой, но и необычной авторской трактовкой ролей, порой менявшей звучание всей пьесы. Спустя два года Тинчурин станет одним из руководителей студии-прообраза татарского национального театра. «Театр, сцена ворвались в мою жизнь, и этот вихрь изменил меня, став моей судьбой», - вспоминал Карим Тинчурин, когда его пьесы-мелодрамы «Казанское полотенце» (1923), «Голубая шаль» (1926) уже стали визитной карточкой театра.

Во время гражданской войны в составе Красной Армии сражались национальные подразделения, в том числе из представителей народов Поволжья, Приуралья, Сибири. При Политуправлении Восточного фронта было решено создать национальные театральные студии. Одним из активных их руководителей был молодой режиссер, драматург Карим Тинчурин. Впоследствии грамота Реввоенсовета Восточного фронта и именные часы будут изъяты в ходе обыска и сгинут, как и многие другие личные вещи драматурга, где-то в недрах карательного ведомства. В 20-е годы Карим Тинчурин организует театральные студии в ряде городов Поволжья и Урала, которые станут основой для создания театров. Наконец дошла очередь и до родной Казани.

Успех

С 1906 года и вплоть до трагического ареста драматург написал около двух десятков пьес, многие из которых и сегодня являются украшением национальных театров Казани, Уфы, Оренбурга, Ташкента, Алма-Аты. Незадолго до ареста Тинчурин закончил работу над комедией «Американец», но премьеры не дождался. Один из первых деятелей молодой социалистической Татарии Карим Галиевич Тинчурин в уже далеком 1926 году решением ВЦИКа был удостоен звания заслуженного артиста ТАССР.

Следует напомнить, что в первые десятилетия советской власти репертуар татарского театра состоял в основном из пьес Карима Тинчурина. Это комедии «Юсуф и Зулейха», «Попугай», сатирическая комедия «Без ветрил» и другие. В чем успех пьес Карима Тинчурина? Это знание традиций культуры, фольклора, потребностей национального театра и зрителя, глубокое проникновение в характеры персонажей, психологическая обрисовка образов, актуальность философско-нравственной проблематики и конечно замечательный язык - острый, точный, понятный актерам и зрителям. Интересен творческий союз драматурга Карима Тинчурина и композитора Салиха Сайдашева, чьи произведения, составляя музыкальный фон пьес, немало способствовали их успеху.

Тинчурин как драматург и режиссер был очень строг, требователен к себе и артистам и в то же время открыт для критики и дискуссий. Он поддерживал молодых начинающих актеров и уважительно относился к ветеранам театра, к которым уже принадлежал сам. В 1933 году по инициативе Карима Тинчурина был создан Татарский государственный театр драмы и комедии как филиал Татарского государственного драматического театра. Сегодня это всеми любимый храм искусства, на сцене которого оживают различные образы. Вместе с Каримом Галиевичем этот театр прославили такие мэтры сцены, как Тарханов, Болгарская, Шамилев и другие замечательные артисты.

Арест

И вот арест. Что же ставили драматургу    в вину? «Участие в деятельности националистической организации, ставящей целью свержение советской власти, шпионаж в пользу Японии, вредительство на культурном фронте» - ни больше ни меньше. Стандартные обвинения в атмосфере террора, жертвами которого только в нашей республике в течение 37 - 38-х годов стали тысячи ни в чем не повинных людей - от рядовых тружеников до деятелей культуры и членов правительства... Имена многих из них запечатлены на стеле у входа на Архангельское кладбище Казани, сооруженной в начале 90-х годов, когда возобновила работу комиссия по реабилитации жертв сталинизма.

В течение года Карим Тинчурин подвергался жестоким избиениям следователей-палачей, требовавших назвать мифических сообщников и признать несуществующую вину. В отличие от своих коллег по цеху, среди которых были и руководители Союза писателей республики, подписавшие выбитые у них показания и отказавшиеся от них при повторном рассмотрении «дела Тинчурина» уже в 50-е годы, Карим Галиевич вины своей не признал. Никого не оговорил, не сломался, пройдя через весь конвейер «допросов с применением насилия к классовым врагам». Так предписывала инструкция, и она исправно исполнялась. Решение тройки НКВД ТАССР было жестоким, но привычным для тех лет. Карим Галиевич Тинчурин был расстрелян 15 ноября 1938 года. Сегодня известны имена палачей - часть из них повторила путь своих жертв, некоторые дожили до почетной старости...

Декабристка

В своих предыдущих статьях, посвященных памяти деятелей искусства нашей республики, я писал и о судьбах жен этих славных людей, которые боролись за торжество справедливости в отношении своих любимых до конца. Начиная с самого ареста Карима Тинчурина его жена Захида добивалась пересмотра дела. Прежде чем отказать, ее уволили из педагогического института, где она много лет преподавала, лишили квартиры, выслали из Казани.

Кажется, женам декабристов было намного легче! Цинизм власти был беспределен: жена «врага народа» боролась за освобождение супруга, не зная о том, что он погиб. И все-таки она победила палачей. В марте 1955 года после письма жены драматурга в ЦК партии прокуратура республики и работники КГБ были вынуждены признать невиновность Карима Тинчурина. Большую роль в справедливом пересмотре целого ряда дел 37-го года сыграл подполковник КГБ Мансур Аминов. Не зная ничего о его дальнейшей судьбе, хочу выразить слова признательности его близким.

Но... в справке о реабилитации Тинчурина было указано, что он умер 7 мая 1947 года от рака пищевода (стандартная циничная ложь!). Только спустя десятилетия была найдена могила драматурга. Расстрелянных в ночь на 15 ноября 1938 года сваливали в общую яму в углу Архангельского кладбища... Теперь в парке у Черного озера перед «казанской Лубянкой» стоит валун с лаконичной надписью: «Простите нас»...

Часть истории

Улица Карима Тинчурина находится в центре Казани. На улице Максима Горького, которая названа в честь пролетарского писателя, большого друга татарского народа, стоит театр имени Тинчурина. В нем при полном аншлаге продолжают идти пьесы Карима - так любовно звали драматурга артисты. Произведения этого автора стали частью нашей общей истории. А историю, тем более такую, как наша, надо знать.

news_right_column_240_400