На некоторые из них отвечает и. о. заместителя начальника Департамента ОБДД МВД России Владимир КУЗИН.
- Владимир Викторович, штраф за движение по тротуару у нас теперь составляет 2000 рублей, а за движение по обочине - 500 рублей. У людей возникает множество вопросов: что в данном случае считается движением? Сколько можно проехать по тротуару или обочине, если заезжаешь на них для остановки?
- Четко назвать цифру, сколько метров можно проехать до остановки, заехав на обочину или тротуар, конечно нельзя. Например, если на тротуаре разрешена стоянка, но там высокий бордюр, а в 10 метрах от этого места есть въезд на тротуар, то, разумеется, можно заехать через этот въезд и проехать по тротуару 10 метров, чтобы поставить машину. А на самом деле изменилась ведь только санкция. Данная норма всегда существовала, но на нее никто не обращал внимания. Почему? Да потому что слишком маленьким был штраф. Разумеется, наказывать водителей по частям 1 и 2 статьи 12.15 кодекса нужно не за остановку, а именно за движение по обочине или тротуару, когда их используют вместо проезжей части, то есть когда по ним объезжают пробку или совершают обгон.
- А вот водитель из Санкт-Петербурга сообщил о том, что на тротуаре, ширина которого составляет 4 метра, где люди парковали автомобили, экипаж ДПС массово выписывал им протоколы именно по части 2 статьи 12.15 кодекса, а не за нарушение правил остановки или стоянки.
- С конкретным случаем нужно разбираться, пусть они напишут - мы проведем проверку. Ну и, конечно, в таких местах нужно решать вопрос с организацией движения: если в данном месте ширина тротуара позволяет и других мест для парковки действительно нет, значит, необходимо установить знаки, разрешающие стоянку. Сотрудники, которые наказывают в данном случае водителей за движение по тротуару, конечно, не правы, т.к. это была парковка, а наказывать нужно именно за нарушение правил остановки и стоянки. Эту ситуацию лучше подробно описать в обжаловании, значительное число постановлений отменяется в подобных случаях.
- Нет, не получится. За объезд препятствия нужно наказывать, например, в случае, если дорога имеет две полосы, а на левой полосе препятствие, которое можно объехать по правой полосе, но там движутся машины, и водитель, вместо того чтобы дождаться, когда его пропустят, объезжает это препятствие с выездом на встречную полосу. А когда препятствие невозможно объехать иначе, кроме как выехав на встречную полосу, то разумеется нужно убедиться в безопасности маневра и объехать его по встречной полосе - это называется «крайняя необходимость». Ведь бывает множество ситуаций, которые могут возникнуть, и исходя из этого надо и оценивать их. Точно так же и инспектора их оценивают. Есть понятие «малозначительность правонарушения». Малозначительность в чем заключается? В том, что по-другому невозможно совершить маневр, и в том, что водитель не создал аварийной ситуации.
- А как быть в ситуации, если знак «движение прямо» загорожен грузовиком или сломан и водитель, повернув на таком перекрестке направо, увидел знак «кирпич», но все-таки проехал 5 метров по односторонней дороге, пока успел понять, что едет навстречу потоку. В данном случае, если он, осознав ошибку, развернулся или, включив «аварийку», выехал задним ходом, может быть применено понятие «малозначительности правонарушения» или же водителю грозит лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев?
- Естественно, в данном случае как раз применить понятие «малозначительность правонарушения» абсолютно реально. Вот буквально недавно жалобы разбирали, и была похожая ситуация: водитель в темноте въехал около поста ДПС на дорогу для одностороннего движения, обозначенную знаком «кирпич», и проехал 5 метров, когда понял, что движется по встречной полосе. Он сдал назад, но инспектор составил протокол как за езду по встречной полосе. Разобрались, разумеется, и отменили именно по малозначительности. Но даже если где-то кого-то наказали, не разобрались, подошли формально - для этого существует процедура обжалования, предусмотренная законом.
- Многих водителей интересует вопрос: а что такое выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения? Если человек заехал двумя левыми колесами за линию разметки - это уже выезд? Или же для такого выезда транспортное средство должно сместиться на встречную полосу полностью?
- Понятие «выезд», к сожалению, нигде не определено и трактуется в зависимости от ситуации. Если водитель выехал даже на 20 см, но при этом другая машина шла по встречной полосе и она с ним столкнулась, что это будет? Разумеется, его вина, так как он выехал на встречную полосу. А если едет, встречная полоса абсолютно пустая, а на дороге яма, и он ее объезжает, заехав двумя колесами на встречную полосу, - за это разве можно наказывать как за выезд? Опять же, естественно, это малозначительность. Ведь выезд - он всегда сопряжен с чем-то. Бывает такое - сколько раз видел: вот идет поток, а водитель сместится на полкорпуса на встречную полосу и так едет «чтобы виднее было». Ну, в таких случаях это уже умышленное правонарушение.
- Теперь о штрафах за ремни. Они были и раньше, но незначительные, а потому и конфликтных ситуаций из-за этого нарушения практически не возникало. Но уже с 1 января штраф по статье 12.6 кодекса будет составлять 500 рублей.
- Совершенно верно. Причем штраф на водителя накладывается и, если не пристегнут сам водитель, и, если не пристегнут кто-либо из пассажиров, так как согласно Правилам дорожного движения водитель при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, обязан быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. Поэтому водитель, прежде чем начать движение, должен убедиться, что все лица, находящиеся в автомобиле, пристегнулись ремнями.
В Германии, например, это доведено до автоматизма - даже если вы сидите на заднем сиденье и не пристегнуты, водитель просто не поедет. Но кроме водителя ответственность несут и сами пассажиры, которые не пристегнулись, - каждый такой пассажир будет отдельно либо предупрежден, либо оштрафован по части 1 статьи 12.29 кодекса на 100 рублей.
- В Кодексе всегда была ответственность за управление автомобилем, не прошедшим технический осмотр, а теперь введена ответственность за отсутствие талона ГТО. Как будут поступать инспектора в случае, если водитель утверждает, что техосмотр пройден, но талон он забыл дома? Ведь инспектор не всегда имеет возможность по базе данных быстро проверить, прошла данная машина техосмотр или нет.
- Есть такие понятия, как первичная квалификация правонарушения и окончательная квалификация. Первичная квалификация, в силу того что невозможно что-либо подтвердить, осуществляется со слов нарушителя. Например, «я забыл права дома», «я забыл талон ГТО дома, но машина техосмотр прошла», «я забыл полис дома, хотя ответственность застрахована». Но в данном случае инспектор не имеет права выносить постановление на месте, он может только составить протокол для направления в подразделение, и там уже идет новая квалификация. Человек приходит и либо приносит права, талон техосмотра или страховку, либо идет переквалификация на другую статью.
- С 1 июля 2008 года вступят в силу нормы по видеофиксации нарушений. В случае, если машина оформлена на гражданина, все ясно - постановление о штрафе будет высылаться непосредственно ему. А что делать, если машина принадлежит юридическому лицу?
- Тут тоже все очень просто. Юридическому лицу подразделением Госавтоинспекции направляется запрос о предоставлении информации, кто именно управлял транспортным средством в определенный период времени. Причем организация не только направит ответ, но может еще и сама наказать этого нерадивого водителя в дисциплинарном порядке.