Оцифрованный тариф более прозрачен

Как цифровизация поможет в определении тарифной политики, обсуждали 15 декабря на выездном заседании Комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Госсовета РТ.

news_top_970_100

Оно проходило в самом подходящем для этого месте - на площадке Госкомитета РТ по тарифам. Открывая заседание, его модератор - председатель Комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Госсовета РТ Андрей Егоров, сразу же отметил необходимость внедрения инноваций, в том числе столь популярного в последнее время искусственного интеллекта, в сферу ЖКХ. По его словам, такое внедрение поможет сделать процедуры изменения тарифов более прозрачными. Да и заявки на их увеличение (а когда было уменьшение?) коммунальным предприятиям станет подавать проще. При этом в Татарстане уже давно активно идут процессы цифровизации в сфере тарифов и обращения с отходами. 

Как сообщил в своем докладе председатель Госкомитета РТ по тарифам Ренат Гайнутдинов, ведомство уже давно работает с собственной цифровой системой. А с недавних пор еще и совместно с Минцифрой РФ и ФАС РФ участвует в федеральном проекте по созданию единой государственной системы «Тариф». В принципе, эта система по факту уже создана и сейчас тестируется в восьми регионах. Естественно, Татарстан в их числе. По результатам тестирования систему будут «допиливать». 

Но уже сейчас в ГИС «Тариф» вполне можно работать с экспертизой тарифов на воду, тепло и водоотведение. В самое ближайшее время к ней добавят блок по твердым коммунальным отходам. По плану предприятия начнут подключаться к системе во второй половине следующего года. И в ней будут аккумулироваться все тарифные заявки, заключения экспертов и другая необходимая экономическая информация. В частности, самая важная - данные по затратам поставщика коммунальных ресурсов. 

Однако Госкомитет РТ по тарифам уже сейчас предоставляет все свои 134 госуслуги в электронном виде. Также Гайнутдинов отметил, что ведомство активно использует государственный ИИ - «ГосПромт». Это очень упрощает работу сотрудников с информацией. 

Чтобы более детально понять, как цифровизация помогает в этой сфере, на совещании выступила заместитель директора УК «ПЖКХ» по сервису Юлия Жандарова. Она, в частности, рассказала, что для управления огромными потоками отходов (а это около 2,5 - 3 тысяч тонн ТКО ежедневно) компания использует автоматизированную систему «Отходы». Она позволяет контролировать весь процесс - от заявки на вывоз до размещения мусора на полигоне.

Система содержит полные данные обо всех, кто образуют отходы, контейнерных площадках и графиках вывоза. Для удобства жителей даже создан специальный чат-бот для подачи заявок.

Важным элементом борьбы с нарушениями на площадках по сбору мусора стали видеокамеры. Увы, они в пилотном режиме установлены только на двух контейнерных площадках. Камеры в автоматическом режиме фиксируют случаи незаконного сброса в контейнер для ТКО, например, строительного мусора. Это позволяет привлекать к ответственности владельцев транспорта. Если, конечно, удастся зафиксировать номера. 

Зато система «Отходы» контролирует процесс вывоза мусора другим способом: после каждой погрузки мусора сотрудник подрядной организации ставит специальную метку в системе и прикрепляет фото. Также система в режиме реального времени может отследить вес грузовиков, заезжающих на полигон ТБО или сортировочную станцию. 

news_right_column_240_400