По легенде, в этом доме №18б по улице Парижской Коммуны 1 ноября 1906 года родилась легендарный композитор, певица, актриса Сара Садыкова. Сейчас дом почти полностью разрушен, у него сохранился лишь фасад. А если вы зайдете во двор, то увидите разрушенные стены, пустые глазницы окон, стаю голубей, облюбовавших заброшенный дом, и кучи бытового мусора.
Пять лет назад это историческое здание распоряжением Кабмина РТ №1719-р от 24.10.2005 г. было передано Музею музыкальной культуры РТ, который является филиалом Национального музея РТ. Как вспоминала сама Сара Садыкова, она родилась именно в этом доме. Случилось это, когда будущие мама и папа – молодые Бибигайшэ и Гариф - пришли сюда в гости к родственникам. И здесь во время веселого праздника под звуки музыки и народных песен родилась девочка, которую назвали Бибисара.
Это красивая легенда, но она вполне реальная. Двухэтажный дом с первым каменным и вторым деревянным этажами был построен во второй половине XIX века купцом второй гильдии Вафой Бигаевым, затем домовладение перешло в собственность его сына Галиаскара Бигаева, тоже купца второй гильдии, гласного городской думы. После его смерти владельцем дома стал крестьянин Мухаметша Ибатуллин. Вполне возможно, что какое-то время его снимали родственники Сары Садыковой. Так что не случайно, когда встал вопрос об организации Музея музыкальной культуры РТ, для него был выбран этот старинный дом в Старо-Татарской слободе.
В этом году 24 октября музею исполнится пять лет. Но у него до сих пор нет своего здания. Коллекция уникальных музыкальных инструментов, архивы татарских композиторов, материалы о первых татарских музыкальных спектаклях, исторические документы о создании театра оперы и балета, другие экспонаты хранятся в фондах Национального музея РТ. Как рассказала заведующая музеем Гульназ Зигангирова, есть несколько оригинальных проектов реставрации дома и будущей экспозиции.
По одному из них здесь предполагается возвести целый комплекс, в который войдут и два соседних здания - дом купца Смоленцова и дом Каримова. Они тоже являются памятниками архитектуры. В дворике музея можно проводить концерты на открытой площадке. То есть это должен быть своеобразный Дом музыки – с музейной экспозицией, концертным залом, музыкальными салонами, студией звукозаписи и богатейшей фонотекой.
А еще здесь планируется разместить мастерские. Дело в том, что настоящих мастеров, которые изготавливают и профессионально реставрируют музыкальные инструменты, сейчас осталось очень мало, и было бы замечательно, если бы у них появилось место, где они могли бы работать и передавать свои знания и опыт.
Это необычный музей, он связан со звуком, поэтому дизайн, светомузыка, звуковое оборудование должны быть высшего класса. Кстати, НИИ экспериментальной эстетики и светомузыки «Прометей» предложил несколько интересных разработок, как в экспозиции соединить музыку и свет. В общем, идей много, но единственная загвоздка – нет финансирования. Хочется верить, что в год пятилетия музея процесс возрождения дома все-таки сдвинется с мертвой точки.
P.S. Обсудить тему сохранения памятников культуры и подсказать адреса других исторических мест Казани, связанных с именами известных людей, вы можете на сайте нашей газеты www.kazved.ru.