Итак, ваш стальной конь стоит в нормальном стойле, то бишь в гараже. Одно только это обстоятельство облегчает вашу участь. Даже если на улице минус тридцать, в кирпичном гараже градусов на десять теплее. Насчет металлического не скажу, но полагаю, что тоже комфортнее, чем в чистом поле.
Так или иначе, но всем водителям приходится заводить машину, простоявшую свыше трех часов на жутком морозе. Как правило, если двигатель, особенно карбюраторный, правильно отрегулирован да еще аккумулятор в порядке, проблем не бывает. Конечно, при условии, что масло в картере соответствует по вязкости климатической зоне. Но и в этом случае несколько советов не помешают. Во-первых, не забудьте подогреть аккумулятор. На «жигулях» это достигается включением дальнего света, на других машинах, где свет появляется только при включенном зажигании, этот способ не совсем хорош: держать зажигание надолго включенным вредно. Можно подключить какую-нибудь мощную лампу напрямую, тем более что это ненадолго. Во-вторых, надо нагнать в двигатель масло. Не вытягивая «подсос», крутите стартером коленвал. Маслонасос при этом гонит смазку по всем магистралям. Разумеется, при этом в поплавковую камеру карбюратора идет топливо, если игольчатый клапан в порядке, перелива не будет, но до поры. Так что три-пять секунд, и вытягивайте «подсос», мотор должен завестись.
А что делать, если и аккумулятор несвежий, и вообще, ну не хочет машина заводиться? Кстати, напомню простое правило: после трех безуспешных пусков начинайте искать причину.
Прежде всего выверните свечи. Если они черные от нагара, все ясно: нормальная искра на них не появляется. На машинах с бесконтактной системой зажигания полезно проверить все соединения. Коммутатор, датчик Холла, бобина - все должно нормально контачить. Свечи почищены, водворены на место, но мотор не завелся. Придется последовательно (если проверка на искру показала ее отсутствие) путем замены вышеназванных устройств на заведомо годные найти виновника и заменить насовсем. Если же этот комплекс мер не дал результата, зовите на помощь специалиста, а сами отправляйтесь по делам на общественном транспорте. Разумеется, все вышесказанное справедливо при нормально действующей системе питания. То есть если бензин идет нормально. Многочисленные попытки пуска, особенно если свечи не очищены, могут привести к переливу топлива в поплавковой камере. Тут возможны варианты. Если мороз крепок, вытяните «подсос», утопите в пол педаль газа и крутите стартер либо до успешного пуска, либо пока аккумулятор не попросит пощады. В последнем случае прекратите мучить машину и снимите аккумулятор для подзарядки. На сегодня вы «безлошадник».
Отдельной строкой хотелось бы сказать о запуске с толкача. Разумеется, впрысковые машины так не заводят, а вот остальные - пожалуйста, но не забывайте, что перед этим надо проверить свечи и искру. И еще один забавный способ обеспечить уверенный пуск морозным утром. Мне о нем рассказал знакомый кинооператор. Сразу после остановки машины он выкачивает масло из картера через отверстие для щупа. Для этого приспособил бензонасос с ручным приводом, на обоих концах которого укреплены шланги подходящего сечения. Утром предварительно подогретое масло возвращается в картер, поворот ключа - машина заводится.
Впрочем, если у вас есть свои способы, поделитесь. Буду рад их опубликовать.
Ваш дядя ВАСЯ.