Храм, похожий на замок, и французские наследники Панаевых: путешествие к забытым церквям Татарстана

Чтобы увидеть забытые и заброшенные храмы, корреспондент «КВ» отправился в Спасский район республики. Из 14 православных храмов на территории района пять относятся к заброшенным, а остальные постепенно восстанавливаются, возвращая утерянный облик.

news_top_970_100

Скрытая от глаз церковь,  построенная в честь Александра III

Первым по маршруту была деревня Бугровка, ранее поселение называлось Памфировка. Тут храм, хоть он и расположился в центре села, заметить сложно. Его окружили деревья, а колокольня, которая могла бы быть ориентиром, как это обычно бывает, не сохранилась. 

Церковь эта – еще одно наследие от старинного, известного и богатого рода Молоствовых, которые жили на татарстанской земле. Они жили на широкую ногу, активно меценатствовали и оставили после себя много храмов и зданий. Самой известной стала усадьба Молостововых в селе Долгой Поляне Тетюшского района, которая до сих пор привлекает множество туристов. В Спасском же районе большая часть их наследия остается в запустении.

Как рассказала нам жительница района Лидия Плотникова, храм был сооружен в 1895 году на средства местного помещика Валериана Молоствова в честь приезда в те места в 1866 году цесаревича Александра Николаевича, который в будущем станет императором Александром III.

Цесаревич побывал в Казани, в честь него даже были устроены большие народные гуляния в «Русской Швейцарии», собравшие около 30 тыс. гостей. Затем августейшая особа с братом, великим князем Владимиром Александровичем отправились на охоту в нынешний Тетюшский район. Там в своей усадьбе их и принимал на обед Молоствов. Не стоит думать, что приглашение на обед самого наследника российского престола – легкое дело, Молоствов долго хлопотал у губернатора, добиваясь такой почести. 

Поэтому помещик и решил построить церковь в честь этого визита, не пожалев никаких средств. Храм возводили по проекту петербургского архитектора Леонтия Бенуа.

Выполнен он в эклектичном стиле, где присутствует псевдорусский и классический. Необычно то, что кирпичный храм состоит из двух этажей. В свое время на первом этаже в октябре 1890 года была открыта церковноприходская школа, а сам храм располагался этажом выше.

Сейчас же от него остались только стены из красного кирпича. Любой может зайти в здание через подвал. Внутри храма царит полная разруха: от крыши остались только доски, второй этаж обрушился, а на стенах можно заметить надписи, по-видимому, от местных жителей. Кажется, что храм так и останется незамеченным в центре селения и со временем полностью исчезнет.

Заброшенная часовня и следы попыток восстановить ее 

Село Порфировка, которое было следующим на нашем маршруте, основано в середине XVIII века и первоначально входило в приход села Три Озера. В 1895 году здесь на средства прихожан была построена трехпольная деревянная Троицкая церковь. Вот только теперь от нее осталась маленькая часовня.

По словам нашей попутчицы Лидии, последний житель уехал из села еще в начале 2000-х. Чтобы добраться до места, надо проехать через поле. Часовня возникает перед спутниками, пересекающими поле, как-то неожиданно. Как будто вырастая из-под деревьев. К ней пришлось пробираться через высокую траву. 

«В конце 1980-х годов материалы разобранной церкви были использованы для строительства храма Авраамия Булгарского на въезде в город Болгар», — поделилась Лидия.

Снаружи часовня уже почти разрушена — красный кирпич, из которого она сделана, потихоньку осыпается. Крыша поросла травой, однако на куполе все еще стоит крест. Внутри же часовни были заметны следы реставрации, видимо, кто-то пытался восстановить памятник, но так и не довел дело до конца.

На полу складированы мешки с чем-то: возможно, раньше местные жители использовали часовню как хранилище. Доски внутри сгоревшие, а на выходе кирпичи в копоти, видимо, когда-то здесь произошел пожар.

Как рассказала нам наша попутчица, она от кого-то слышала, что церковь в Болгаре появилась благодаря местной жительнице. Она сильно болела и молилась богу, дав обещание, что в случае выздоровления обязательно построит церковь. 

«К удивлению, она оправилась после тяжелой болезни. Затем сколотила группу, и они вместе начали обивать пороги райисполкома и других организаций. Время было такое, что никаких инвесторов не было. Потом в городе появился отец Владимир, который закончил дело этой женщины, и теперь на въезде стоит храм, сделанный из материалов Троицкой церкви», — говорит собеседница.

Рядом с часовней в высокой траве лежит старый надгробный камень. К сожалению, прочитать, кто здесь был похоронен, не удалось – время почти начисто стерло надписи на нем, оставив четким только крест в верхней части. 

Храм, похожий на замок, – самая большая заброшенная церковь в Спасском районе

Последним на нашем маршруте стало село Танкеевка. У селения долгая история, – оно появилось здесь в начале ХVIII века. До 1861 года жители его были из помещичьих крестьян. Прямо через село протекает речка. Жители называют ее то Безымянной, то Уткой. Речка впадает в Волгу и делит Танкеевку на две улицы – Панаевскую и Блудовскую. Они названы в честь помещиков, которые когда-то владели тут землями и людьми. 

Подъезжая к храму, сразу замечаешь его величие. Дома жителей кажутся крошечными, а храм больше похож на опустевший замок, над которым летает множество птиц, что еще больше придает ему сказочный вид. Пятистолпный православный храм – самое большое церковное здание в Спасском районе. Храм был построен в 1859 году. Он сочетает в себе элементы русско-византийского зодчества и позднего классицизма.

Уроженец села Владимир Корнилов рассказал нашему изданию, что раньше жители Танкеевки хвалили помещиков Панаевых.

«Я родился и рос в Танкеевке, и связи со своей малой родиной не терял никогда. Село наше разделяет речка Утка, но мы называли ее Безымянкой. К слову, старожилы в свое время отзывались о помещиках Панаевых хорошо. Мои прадеды, например, работали у Панаевых и были довольны их отношением к простым людям», — отмечает собеседник. 

Есть в селе и легенда про местный храм. Корнилов рассказал нам, что, по преданию, одному красноармейцу удалось защитить храм, который хотели взорвать. 

«Помню, в детстве нам рассказывали, что в пору революционных преобразований церковь хотели взорвать. Но какой-то красноармеец не побоялся встать на ее защиту. „Не дам взрывать, хоть стреляйте!« — будто бы сказал он, и это подействовало. Так ли было на самом деле или нет, сказать трудно, но легенды не появляются ниоткуда и ни с чего. А еще говорили, что по фрескам все же стреляли»», — поделился с нами собеседник.

По словам уроженца Танкеевки, сельчане всегда мечтали восстановить церковь. И сейчас, без сомнения, все этого хотят, но одного желания мало, и пока все остается так, как есть. Корнилову, по его словам, когда-то удалось встретиться с наследниками Панаевых.

«Была в моей жизни лет десять назад одна интересная встреча. В пору работы на ответственном посту мне пришлось сопровождать в Танкеевку двух женщин и мужчину, приехавших к нам из Франции, — это были наследники Панаевых. Следов от их имения, к сожалению, не осталось, походили они вокруг храма, сфотографировались на память, с тем и уехали. А село продолжает жить своей жизнью, и в людских сердцах не угасает надежда на то, что этот красивейший храм когда-то все же будет восстановлен», – заключил собеседник.

Отметим, что это единственная церковь, куда вход полностью закрыт. Возможно, благодаря этому удалось сохранить памятник истории в лучшем по сравнению с другими виде. Однако вернут ли прежний облик церкви — неизвестно. Может быть, когда-то  храм снова наполнится людьми, которые будут приходить сюда молиться.

В этой статье мы рассказали лишь о малой части заброшенных церквей на территории республики. Тем, кому и правда небезразлична судьба одиноких святилищ, остается лишь надеяться на лучшее либо брать инициативу в свои руки и добиваться восстановления исторических объектов.

«Казанские ведомости» уже писали о храмах и опустевших селах Спасского района. Материал можно прочесть по ссылке. 

news_right_column_240_400