Отказаться от рюмки легко. Если она - первая

Долгое время считалось, да и сейчас многие придерживаются такого мнения, что алкоголизм - это в первую очередь аморальное поведение человека, но ни в коем случае не болезнь.

news_top_970_100

Первая мысль, промелькнувшая у меня в голове, когда увидела жизнерадостных хорошо одетых мужчин и женщин, весело приветствовавших друг друга, - «я стала жертвой розыгрыша». В моем сознании алкоголики - это вконец опустившиеся люди с дрожащими руками, с вечно опущенными глазами, бог весть в какой одежде. А тут полная противоположность: все излучали доброжелательность, было видно, что сподвижники довольны своей жизнью. Затем последовал легкий шок, когда собравшиеся, согласно традиции сообщества АА, представлялись и обозначали свою зависимость, например: «Меня зовут Анна, я алкоголик». Говорилось это со спокойствием, без стеснения и заминок. «По-другому и быть не может, - объяснили мне позже анонимные алкоголики. - Первый шаг на пути к трезвости, который мы делаем в программе АА, - это признаем себя бессильными перед алкоголем, признаем, что мы больны этой болезнью». Но сделать этот первый шаг совсем не просто. Многие на пути к нему потеряли любовь близких, уважение окружающих, свое здоровье и достаток.

Снежанна, 45 лет:

- Семья у меня была нормальной. Папа выпивал, мама вообще не употребляла. Первый раз серьезно я напилась еще в школе, в старших классах. Тогда же не пришла домой ночевать. Потом институт, посещение лекций с похмелья. Затем неудачное замужество и продолжение пьянки, причем почти каждый день. За каких-то пять лет пропила все что можно было. В результате - дно, ниже которого только смерть в психушке или в подворотне: ела на помойке, одевалась на помойке, там же жила и там же пила. Пила все что горит: денатурат, стеклоочиститель, технический спирт. На оплывшем лице был стойкий «ликероводочный загар», на голове вши, на теле грязное тряпье. В зеркало в то время я не смотрелась: боялась своего отражения.

Игорь, 32 года:

- В тринадцать лет я впервые напился, в четырнадцать квасил уже вместе с отцом, в шестнадцать выбил папаше все зубы, а в девятнадцать похоронил его. Вскоре со спиртного перешел на наркотики. Но когда я уже не мог достать деньги на дозу и началась ломка, друг отпаивал меня водкой, закрыв в сарае на неделю. С иглы тогда я соскочил, но крепко подсел на спиртное. Допившись до валяния в канаве, поддался на уговоры мамы и пошел кодироваться. Но это помогло ненадолго.

Альфия, 40 лет:

- Я дочь алкоголика. Маленькая часто видела отца в невменяемом состоянии, на моих глазах у него случился приступ белой горячки. Когда подросла, то дала себе зарок никогда в рот не брать спиртного. Но совсем отказаться от выпивки в компании не получалось: друзья не понимали, считали, что рисуюсь. Выйдя замуж, не справилась с бытовухой, с равнодушием мужа и стала прикладываться к бутылке. Выпивки стали повторяться чаще, вскоре они перешли в недолгие запои. Из-за пьянок пришлось поменять несколько мест работы, страдали дети, соседи уже тыкали: «Алкашка!»

Надежда на спасение у героев этих историй, и не только у них, появилась тогда, когда они узнали о сообществе анонимных алкоголиков. Каждый приходил сюда своим путем, одинаков был итог пьяной жизни: безысходность, бессилие перед водкой, отчаяние. Многие к тому времени безрезультатно пытались кодироваться, ездили к знахаркам, консультировались у специалистов-наркологов.

- Когда я первый раз попал на собрание группы анонимов, то сначала ничего не понял, - вспоминает Владимир, алкоголик с четырехлетним стажем трезвости. - Более того, испугался, что попал в какую-то секту. Много говорили о Боге, духовности, называли друг друга братьями, сестрами. Я все ждал, когда же начнут лечить. Но врача и процедур так и не дождался, зато после собрания вволю наговорился с одним из анонимов о своей проблеме и никчемной (так я в то время думал) жизни. Меня тогда поразило, что мой собеседник понимает меня с полуслова. «Ничего удивительного, - объяснил он, - мне все это знакомо. Я сам потерял в пьяном угаре десять самых лучших лет жизни». После этого разговора домой шел с легким сердцем: я не слабохарактерный изгой, а просто больной человек. И хоть заболевание у меня неизлечимое, хроническое, но с ним можно жить. Нужно только придерживаться определенных правил и не пить всего одну рюмку. Самую первую.

- Меня же поразили своей точностью слова одного анонима: «Одной рюмки мне мало, двадцать - уже не хватит», - продолжила тему миловидная блондинка Олеся, по ее словам, она не пила семь лет. - И ведь правда, достаточно одного самого первого глотка, чтобы за ним последовали следующие. А там уже не важно, сколько ты вольешь в себя, - алкоголик всегда напьется до беспамятства. Программа АА рекомендует нам воздержаться лишь от одной рюмки и только один день быть трезвыми. А за одним трезвым днем последует еще один и еще, и если придерживаться правил анонимных алкоголиков, можно прожить долгую счастливую жизнь без спиртного. У нас много таких, кто не пьет по 5 - 10 лет. И все это без лекарств, кодировки, только на полном осознании и принятии своей болезни.

- Программа АА не панацея от алкоголизма, и не всем она подходит, есть и те, кто срывается и возвращается к прошлому, - вступил в разговор еще один аноним, представившийся Андреем. - Здесь нет быстрых результатов типа «выпил таблетку, сделал укол - и все, ты уже здоров». Чтобы справиться с болезнью, нам приходится трудиться: ходить каждый день в группы поддержки, читать литературу по программе АА, менять себя в духовном плане. Быть анонимным алкоголиком - это не на один день, месяц или год. Это, если хотите, образ жизни. И поверьте, те, кто выбрал этот путь, никогда об этом не пожалел.

Единственное условие для членства в АА - это желание бросить пить. Члены сообщества не платят ни вступительных, ни членских взносов. Анонимные алкоголики не связаны ни с какой сектой, вероисповеданием, политическим направлением, организацией или учреждением. Главная цель сообщества АА - оставаться трезвыми и помочь другим алкоголикам обрести трезвость.

- Алкоголизм - очень тяжелая и коварная болезнь, - разговор продолжился уже в кабинете врача-нарколога, координатора программы для больных алкоголизмом реабилитационного центра «Нить Ариадны» Республиканского наркодиспансера Гульнары Мугиновой. - Она сочетает в себе физическую восприимчивость и психическую зависимость. Люди, подверженные ей, не могут контролировать употребление спиртного. Излечиться от алкоголизма с помощью одной силы воли невозможно. Но недуг этот можно контролировать, так же как, к примеру, хронический гастрит, сахарный диабет и прочие серьезные болезни, и жить при этом полноценной жизнью. Каждый больной выбирает сам путь исцеления, но на сегодняшний день программа АА признана самой действенной, способной помочь алкоголикам. Она основана на личном опыте многих выздоравливающих и поэтому проста в применении и эффективна. Общая проблема - алкоголизм - объединяет анонимных алкоголиков. И в сообществе АА приходит к ним понимание, что они никогда не смогут просто выпивать в компании или по случаю, для них это смертельно опасно. Благодаря опыту других, воле и общему желанию излечиться от алкоголизма членам сообщества удается не только оставаться трезвыми, но чаще всего даже не испытывать тяги к алкоголю.

news_right_column_240_400