Пасхальные забавы

Мое детство прошло в Верхнем Услоне. Наш дом стоял на самой вершине горы, и из окон была видна Волга - ласковая голубая летом и отстраненно-белоснежная зимой. Помню, мне всегда хотелось, чтобы лед поскорее растаял и река предстала во всей красе. «Вот погоди - минует Пасха...» - говорила мне бабушка.

news_top_970_100

Добрейшей души человеком была наша бабушка! Всю жизнь она проработала на печищенской мельнице, воспитала четверых детей и пользовалась большим уважением у местных жителей. Всех она, бывало, выслушает, надо - пожалеет, а придется - и пожурит. Шли к ней за советом молодки и женщины в годах. Она и стряпуха была отменная! В обычной русской печке бабушке удавались такие пироги, которых теперь и в «Бахетле» не купишь. А какие куличи пекла она на Пасху! Пышные, легкие, облитые сахарной глазурью и украшенные бумажными розами.

После Вербного воскресенья в вазочке на столе всегда стояли прутики краснотала с пушистыми комочками. За неделю они успевали зацвести, покрыться желтенькой пыльцой. Мы с сестрой тайком отщипывали вербные барашки, ведь по примете если съесть их девять штук, целый год не будешь болеть.

Иногда мы затевали возню, стараясь хлестнуть друг друга гибкими веточками, приговаривая: «Верба бела бьет за дело, верба красна бьет напрасно!» Но за это нам попадало: когда бабушка готовила сладкое душистое тесто для кулича и священнодействовала над пасхальным творогом, нам с сестрой строго-настрого запрещалось не только бегать по дому, но даже громко разговаривать.

Праздничным утром приносили из клети (холодной части избы) выложенную на блюдо творожную горку, вынимали из буфета кулич (какое смешное и милое слово!), обложенный крашеными яичками.

Пили чай и, хоть и не постились, по традиции разговлялись. На всех домочадцев делила бабушка первое крашеное яйцо. Верила, что таким образом можно сохранить в семье лад.

А вот в крашении яиц мы с сестрой принимали живейшее участие! В большой кастрюле бабушка готовила отвар луковой шелухи, и в зависимости от того, сколько минут варились в нем яйца, получались они светло-желтыми или почти коричневыми.

Иногда мы выпрашивали у бабушки лоскутки линяющих тряпочек и нитки. С замиранием сердца разворачивая марлечку (никогда невозможно было предсказать, какой узор получится на скорлупе), мы восторженно разглядывали замысловатые узоры. Чтобы придать особый блеск скорлупе, смазывали ее подсолнечным (постным, как говорила бабушка) маслом. Но разве можно есть эти веселые пестренькие яйца? Их складывали в тарелку и показывали гостям, которых в праздничное воскресенье приходило великое множество.

Бабушка научила нас старинным пасхальным играм.

Катание яиц. Устанавливали деревянную (из липовой коры) или картонную горку и вокруг нее освобождали ровное место, на котором бабушка раскладывала крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по очереди и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось.

Каток. С маленькой горочки скатывали яйца, стараясь сбить крашенку партнера.

Бросок. Два пасхальных яйца клали рядом. Нужно было третьим попасть так, чтобы они покатились в разные стороны.

Цоканье (чоканье). Тупым или острым концом крашеного крутого яйца нужно было ударить яйцо соперника. Выигрывал тот, чье яйцо не треснуло.

Жмурки. Кто-то из нас отходил подальше от яйца, лежащего на земле или столе, зажмуривался и после этого старался найти яйцо. Старших детей просили предварительно «раскрутиться» три раза вокруг себя на одной ножке.

Прятки. Яйцо прятали под одной из нескольких шапок (или платков). Надо было угадать, где оно.

Если играли во дворе, делали в земле ямки. Мы отворачивались и приговаривали:

Ярка - не ярка,

Баран - не баран,

Серенькая овечка,

Скажи, где яичко!

Ведущий в это время прятал яйцо в одной из ямок. Мы поворачивались и по очереди угадывали, где оно лежит. Угадавший получал крашеное яйцо себе.

Мне очень понравилось предложение одного из участников конкурса устраивать в Музее детства народные праздники. Не у каждого есть добрая бабушка, помнящая народные обычаи и традиции.

Нина ХАЙРУТДИНОВА, г. Казань

news_right_column_240_400