Сводки об уборке дорог и улиц похожи на фронтовые: число привлеченной техники доходит до тысячи единиц, за день в среднем на снегоплавильные пункты и временные склады вывозят 24 тыс. тонн снега.
Но ордена на грудь за борьбу с осадками коммунальщикам все-таки вешать рано: каждый большой снегопад награждает горожан проблемами, которые стали уже типичными. Если на центральных улицах более-менее чисто, то из пригородов на машине порой не выбраться — пробки такие, что быстрее дойти пешком.
Отговорки у коммунальщиков стандартные — не хватает техники, мешают чистить дороги припаркованные у обочин легковушки, дефицит кадров, маленькая зарплата водителей.
Все это так, жалованье у трактористов коммунальных служб в среднем всего 34 тыс. рублей. И народу для того, чтобы организовать двухсменную уборку, надо бы вдвое больше.
Но, похоже, и нынешняя зима не станет уроком для ответственных чиновников. Традиция: как только наступит апрель, стает снег — и про зимние проблемы коммунальщики забудут до декабря.
Показателен пример Санкт-Петербурга: там прокуратура и следственные органы оценили качество и темпы уборки снега со своей стороны. И раскопали, что руководители предприятий, имевшие подряд на расчистку улиц в 2020 году, занимались приписками. Ущерб городской казне Санкт-Петербурга был причинен как минимум в 10 млн рублей.
Помогли уличить нечестных коммунальщиков сами петербужцы — в социальные сети выкладывали снимки и видеоролики с жалобами на плохую уборку. Такие документальные свидетельства не снег, от тепла не тают.
Интернет-портал «Открытая Казань» тоже за эту зиму собрал изрядное число жалоб, а в социальных сетях накопилось много видео- и фотосвидетельств на тему уборки города. Хочется надеяться, что они будут полезны не только коммунальщикам, но и контролирующим их работу органам.
Но одними жалобами гражданам со снежными проблемами не сладить — надо и самим браться за лопаты. По крайней мере, так делают финны. Их северная страна стала всемирно признанным чемпионом по уборке улиц и дорог.
Я часто бываю в Финляндии и опытом расчистки, конечно, поинтересовался. Снега там выпадает примерно, как у нас, но на дорогах чисто. Финны не делают из своих методов секрета, охотно показывают и рассказывают — делегации из российских мегаполисов туда наезжают регулярно.
График уборки дорог и улиц там составляют примерно так же, как и в Казани: делят их на категории в зависимости от транспортного трафика. Магистрали, по которым ходит общественный транспорт, чистят в первую очередь.
А главные торговые улицы, вроде улицы Баумана в Казани, в крупных финских городах поставлены на обогрев. Асфальт на них всегда чистый — обратка от парового отопления домов греет и тротуары.
Второразрядные улицы финны не чистят до голого асфальта. Снег там прикатывают и посыпают не солью, а гранитной крошкой или песком. Удобно — кузова машин не страдают от коррозии и колеса в снежной каше не вязнут.
Но самое удивительное и интересное для нас то, что жители пригородов сами оплачивают уборку своих тротуаров и улочек. Домовладельцы (без разницы — частный, на одну семью дом, или многоквартирный) обязаны заключить договор с коммунальной фирмой на уборку тротуаров и своей части улицы. Звонить коммунальщикам не надо: они заинтересованы в заказах, работают быстро и качественно. Каждая уборка включается в счет на коммунальные услуги. Поэтому, если снега выпало немного, финны, пытаясь сэкономить, сами берутся за лопаты. В ходу у них и средства малой механизации, их покупают не только товарищества многоквартирных домов, но и частники. Кстати, подобную технику можно и арендовать на любой срок.
Задержки с уборкой после больших снегопадов в Финляндии в городах тоже бывают. Но каждый житель знает, что у коммунальщиков есть объекты, которые на схеме заказа на уборку обведены красным фломастером, например, аптеки и прочие подобные заведения. В случае задержки возле дома ставится табличка с временем, когда будет завершена очистка от снега.
С мешающими уборке припаркованными автомобилями справляются просто — если владелец не убрал его по просьбе коммунальных служб, машину эвакуируют и выписывают штраф. Сумма его такая, что повторно создавать помехи уборщикам мало кто желает.
Коммунальщики работают без халтуры, самоконтроль жесткий: один огрех — замечание, второй — увольнение. А с работой в Финляндии во время кризиса не очень, и средняя зарплата дворника в 4 тыс. евро считается весьма неплохой.
Парк уборочной техники в Хельсинки (город почти вдвое меньше Казани по населению) в количественном и качественном состоянии лучше, чем у нас. В среднем круглосуточно там работают на вывозе и расчистке снега около 400 тракторов и тысяча самосвалов. Снег, кстати, возят в основном на берег моря, а не на снегоплавильные пункты. Считают, что так быстрее.
Но жалобы на уборку снега приходят и добросовестным финским коммунальщикам. Например, на ночной скрежет лопат по асфальту. Наверное, кому-то спать мешают.
Снег, конечно, растает — и даже самые ворчливые финны будут скучать по своей долгой зиме. А мы — по нашим казанским сугробам.