Покупатели глазами продавца и продавцы глазами покупателя

Надеваю футболку с названием магазина, бейдж и, конечно, дежурную улыбку. Да здравствует новоиспеченный продавец-консультант!

news_top_970_100

- Добрый день, дорогой покупатель! У нас новая коллекция.

Коллекция покупателей куда ярче, пришла я к выводу, постажировавшись в одном из казанских супермаркетов.

Тип №1. «Турист». Этот покупатель игнорирует приветствия и полезную информацию об акциях и новых поступлениях. Он пришел в магазин провести время и порадовать глаз. Продавец-консультант выполняет для него роль бесплатного экскурсовода. Но если в торговом зале типу №1 станет скучно, он с удовольствием его послушает.

Тип №2. «Хочу того, не знаю чего». Этот ответит на приветствие и сам обратится за консультацией. Ему не дает покоя мысль купить что-нибудь новенькое и оригинальное. Но что? Результат общения с таким покупателем зависит от профессионализма продавца. Порой достаточно одного комплимента, чтобы увидеть вытянутую из примерочной руку с предложенными вещами и услышать уверенное: «На кассу, пожалуйста!»

Тип №3. «Кто-то посещает показы прет-а-порте, а кто-то ходит в магазины». Этот следит за модными тенденциями и ждет новые коллекции. Один из главных ориентиров для таких покупателей - витрина. Зайдя в магазин, тип №3 попросит платье «то самое, что на манекене». Потом разложит его на ближайшем столике, будет внимательно рассматривать крой и попросит разрешения сфотографировать.

Тип №4. «Знаю, чего хочу!» Этот покупатель четко понимает и представляет себе свою покупку. Он ориентирован на нужные фасоны, цвета и не будет примерять не соответствующее требованиям. И если тип №4 идет в примерочную, значит, следующий пункт – касса. Это любимый тип всех продавцов.

Тип №5. «Я просто смотрю». Похож на тип №1. Цель пребывания в магазине – провести время в ожидании друга или сеанса в кинотеатре. Затянувшееся ожидание может довести представителей этого типа до примерочной и даже до кассы. Но чаще такой покупатель вылетает из примерочной после долгожданного звонка на сеанс, одеваясь на ходу.

Тип №6. «Давайте поговорим!» Этот тип психологам предпочитает продавцов с той лишь разницей, что у клиента четко обозначена тема: одежда и личный гардероб. Любопытно, что общение с такими покупателями довольно интересно. Возможно получение маленького мастер-класса по вопросам сочетания моделей, представленных в магазине.

Тип №7. «Эксклюзив или спецпредложение». Встретившись глазами с продавцом-консультантом, девушка делится целью визита: «Мне что-нибудь в подарок маме». «Аксессуары или одежду?» «Не знаю, рассчитываю на подарок не более 700 рублей, варианты дешевле приветствуются». «За эту цену вы можете приобрести вот эти модели». «Вы не понимаете! Мне надо купить вещь, которая маму зацепит. Что-то вроде: вот видишь, мама, как я тебя люблю, и какие шмотки покупаю!... Чтобы она растрогалась и мне потом побольше денег отвалила. Понимаете?» Предложение в 450 рублей покупательницу очень обрадовало.

«За что вас обхамили в магазине и как?» - об этом спросили наши корреспонденты простых казанцев.

Инесса Константинова, учитель химии: В продуктовом магазине выбирала консервы. Попросила продавщицу показать несколько видов, на что тут же получила возмущенное: «Что смотреть-то? Покупайте или уходите, очередь у нас».

Анастасия Кучукова, завскладом: Давно это было, но запомнилось на всю жизнь. Около дома у нас поставили небольшой продуктовый магазин. Пошла я туда сладостей детям купить. Смотрю, дверь заперта, а около магазина очередь стоит. Оказалось, продавщица своими делами занимается в рабочее время. Я стала стучаться, она открыла дверь и перед всеми меня матом начала крыть.

Виктория Валиуллина, студентка: Набрала однажды в супермаркете корзину продуктов. Подошла к кассе и только там обнаружила, что в сумке нет кошелька. Я его в спешке дома забыла. Кассирша обозвала меня «нищим позорищем». Мне стало стыдно и обидно до слез.

Дамир Афлятунов, пенсионер: На кассе я, старик, не разглядел, что десятки не бумажные, а монетами. Подумал, что меня обманули, вернулся разбираться. А кассирша мне на высоких тонах: «Вы что, слепой или из ума уже выжили? Десятки же это, чего еще хотите?» Я конечно виноват, но разве нельзя объяснить по-человечески?

Айсылу Гайфуллина, психолог: С хамством больше сталкиваюсь на рынке. Работа у уличных продавцов тяжелая, понять их можно. Но в супермаркете разве можно грубить? Попросила консультанта подсказать стоимость товара, а она ответила, что занята развешиванием ценников и не может со всеми нянчиться.

Данияр Ихсанов, научный сотрудник: Купил в книжном магазине книгу за 600 рублей. Пришел домой и обнаружил, что некоторые страницы склеены. Пришлось отнести книгу с чеком обратно. Товар приняли неохотно, долго ворчали: «Нужно все проверять, не отходя от кассы». Вот такое у нас обслуживание.

news_right_column_240_400