Положительная дискриминация образованию инвалидов просто необходима

По статистике общественных организаций инвалидов, примерно 200 тысяч детей-инвалидов России не учатся. Многие имеют диагноз «необучаемый». Но специалисты убеждены: до определенного уровня можно обучить почти каждого ребенка.

news_top_970_100

Проблемы образования детей с ограниченными возможностями обсуждали в Москве на практическом семинаре Клуба социальной журналистики. Его организовали Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и Клуб региональной журналистики «Из первых уст». Журналисты смогли пообщаться с зампредседателя Комитета по образованию Госдумы РФ, членкором Российской академии образования, председателем общественного движения «Образование – для всех», инвалидом 1-й группы по зрению Олегом Смолиным.

- Где учиться: в специализированном учебном заведении или в общеобразовательной школе? Это самый главный вопрос, - считает депутат. - Принять решение очень сложно. Тем более что родителям, которые хотят отдать ребенка-инвалида в обычную школу или детсад, незаконно отказывают. Другое нарушение: принудительная интеграция детей-инвалидов. Спецшколы интернатного типа требуют дополнительных затрат. Их расформировывают, а детей переводят в обычные школы. При этом забывают, что такому ребенку нужны особые условия.

- ЕГЭ эти дети тоже должны сдавать по специальным правилам?

- Я противник ЕГЭ. Далеко не везде созданы условия для сдачи ЕГЭ детьми-инвалидами. Поэтому внес закон о добровольности единого государственного экзамена. Закон дает право выбора: либо пройти тестирование, либо сдавать экзамен традиционно. Еще ЕГЭ высветил другую проблему. Этим летом заговорили, что льготники заполонили все престижные вузы. Мол, это безобразие, льготы надо отменять! Даю справку. Дети-инвалиды в России составляют 2% от числа своих сверстников. Среди поступивших в вузы их в этом году было от 1 до 1,5%. Бюджетных мест, конечно, мало - примерно 30%. Но 1,5% от трети - не очень много. Могут ли дети-инвалиды заполнить все бюджетные места?

- В чем тогда проблема?

- Дети-инвалиды поступали на бюджетные места самых престижных вузов и на наиболее перспективные специальности. Мое мнение: в данном случае положительная дискриминация более чем уместна. Мы не можем гарантировать инвалиду право на образование непременно в МГУ или в МГИМО. Хочешь в МГУ? Будь готов, что условия поступления туда сложнее, а спрос строже.

ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ. В России разработано два законопроекта об образовании лиц с ограниченными возможностями. Оба получили вето президента Ельцина. Позже закон отклонило Государственно-правовое управление Президента России. Там посчитали, что отдельного закона по образованию инвалидов быть не может. Четвертая Госдума РФ тоже сняла законопроект с рассмотрения. 2,4 млрд руб., необходимые для его реализации, минфин и минэкономразвития посчитали слишком большими деньгами. Недавно на Совете по делам инвалидов при Президенте России Олег Смолин обратился к Дмитрию Медведеву с просьбой рассмотреть третью версию законопроекта об образовании лиц с ограниченными возможностями. К концу 2009 года в России будет подготовлена к ратификации Конвенция о правах инвалидов. Тогда разработчики социальных программ смогут реально влиять на политику государства в отношении инвалидов.

news_right_column_240_400