Эксперты банка «Открытие» (входит в группу ВТБ) на основе данных компании Автохаб проанализировали цены апреля на популярные машины с пробегом[1] . Согласно подтвердившимся прогнозам мартовский тренд по снижению цен на вторичном рынке не смог продлится долго. Уже в апреле все автомобили в топ-20 вновь начали дорожать. Сильнее других (в среднем на 10% за месяц) этот процесс был заметен у кроссоверов японских и корейских марок. При этом лидером по росту цены в процентах стала Toyota RAV-4 (3,8 миллиона руб., +14,8% за месяц), а абсолютных цифрах - вседорожник Toyota Land Cruiser 300, который прибавил сразу 1,6 миллиона рублей за месяц.
Рынки новых и подержанных автомобилей в апреле текущего года еще раз доказали свою тесную взаимосвязь. По крайней мере в той части вторичного сегмента, в котором представлены самые «свежие» машины возрастом до трех лет. Похоже, что покупатели новых автомобилей, отказавшиеся от сделки в апреле, отнюдь не стали лишать себя удовольствия от приобретения машины. Они просто отнесли деньги не в шоу-рум дилерского центра, где им могли предложить товар по завышенным ценам, а потратили их на вторичном рынке. Кроме этого, многие перекупщики сыграли на ажиотаже вокруг того, что с апреля стал невыгодным экспорт целого ряда моделей по прежним каналам через страны ЕАЭС.
Так или иначе, оказалось, что составляющие основу продаж иномарок во вторичном сегменте «японцы» и «корейцы» дорожали активнее других. Лидером по росту цены в процентном соотношении стала всегда ликвидная Toyota и ее среднеразмерный кроссовер RAV-4. В марте за него просили в среднем 3,3 миллиона рублей, в то время как в апреле - уже на полмиллиона рублей или на 14,8% больше. Почти в том же ценовом диапазоне (на 14,5%-14,7%) подорожали кроссоверы Mitsubishi Outlander (2,72 миллиона рублей) и Hyundai Tucson (3,75 миллиона рублей). При этом на вторичном рынке осталось не так много «трехлеток» этих моделей, которые изначально были выпущены на российских заводах, а все больше появляется той техники, которая уже была завезена дилерами самостоятельно – по параллельному импорту. Это же справедливо в отношении Kia Sorento (4,5 миллиона рублей, +14,4%) и Hyundai Santa Fe (4,6 миллиона рублей, +13,6%): с момента остановки сборки этих кроссоверов в Калининграде прошло уже более двух лет.
В топ-10 подорожавших машин апреля вошли еще две модели Toyota – LC Prado (7,3 миллиона рублей, +13,4%) и LC300 (13,6 миллиона рублей, 13,3%). Последний отметился тем, что прибавил в апреле больше любой другой популярной модели в абсолютных цифрах – 1,6 миллиона рублей. В то же время это отнюдь не максимум цены, по которой поклонники покупали его за последнее время: в ноябре 2023 года та же машина продавалась в России дороже 14 миллионов рублей. В число автомобилей с двузначной динамикой повышения цен в прошлом месяце также попали кроссовер Kia Sportage (2,6 миллиона рублей, +12,3%) и два седана – Hyundai Sonata (2,8 миллиона рублей, +10,7%) и Kia K5 (2,9 миллиона рублей, +10,5%).
В свою очередь во второй десятке рейтинга помимо Японии (Toyota Camry и Lexus RX300) и опять-таки Кореи (Hyundai Palisade) можно было заметить редких представителей Франции (Renault Duster, +9%) и Германии (BMW X5, +1%), а также пятерку «китайцев» - Geely Monjaro (+6,7%) и Coolray (+6,5%), Chery Tiggo 7 Pro (+4,8%) и Tiggo 4 (+4,5%) и паркетник Haval Jolion (+4,8%). Причем за исключением Geely Monjaro большинство представителей Поднебесной продаются во вторичном сегменте ниже двух миллионов рублей.
В мае можно надеяться на то, что основанием для ценообразования на рынке автомобилей с пробегом вновь станут рыночные законы, а не кратковременно влияющие на настроения покупателей и продавцов новости. В этом случае при сохранении относительной стабильности курса национальной валюты прайс-листы во вторичном сегменте, если и будут меняться в сторону увеличения, то более плавно и прогнозируемо. Причем на японские и корейские машины с двигателем до 1,9 литра, то есть не попавшие под санкции, ценники могут стать даже немного более привлекательными. Так как в марте-апреле стало заметно, что наша таможня на Дальнем востоке фиксирует новый рост импорта таких товаров в Россию.
Топ-20 популярных а/м с пробегом по динамике цен за апрель 2024 года
№ |
Марка и модель |
Апрель 2023 |
Март 2024 |
Апрель 2024 |
Апрель 2024/ март 2024 |
1 |
Toyota RAV4 |
3 358 898 |
3 312 599 |
3 803 951 |
14,8% |
2 |
Mitsubishi Outlander |
2 453 611 |
2 368 705 |
2 717 109 |
14,7% |
3 |
Hyundai Tucson |
3 302 711 |
3 277 592 |
3 753 963 |
14,5% |
4 |
Kia Sorento |
4 033 520 |
3 935 519 |
4 501 380 |
14,4% |
5 |
Hyundai Santa Fe |
4 115 298 |
4 025 732 |
4 572 426 |
13,6% |
6 |
Toyota LC Prado |
6 395 014 |
6 401 481 |
7 260 986 |
13,4% |
7 |
Toyota LC 300 |
11 556 598 |
12 015 727 |
13 614 815 |
13,3% |
8 |
Kia Sportage |
2 363 889 |
2 274 893 |
2 554 284 |
12,3% |
9 |
Hyundai Sonata |
2 556 233 |
2 502 497 |
2 769 031 |
10,7% |
10 |
Kia K5 |
2 619 315 |
2 603 487 |
2 876 970 |
10,5% |
11 |
Renault Duster |
1 922 353 |
1 871 410 |
2 040 603 |
9,0% |
12 |
Toyota Camry |
3 518 679 |
3 551 534 |
3 840 012 |
8,1% |
13 |
Geely Monjaro |
3 673 658 |
3 728 118 |
3 976 111 |
6,7% |
14 |
Geely Coolray |
1 957 264 |
1 876 692 |
1 999 389 |
6,5% |
15 |
Haval Jolion |
1 982 481 |
1 948 188 |
2 042 333 |
4,8% |
16 |
Chery Tiggo 7 Pro |
2 017 983 |
2 019 322 |
2 115 566 |
4,8% |
17 |
Chery Tiggo 4 |
1 674 357 |
1 551 950 |
1 621 354 |
4,5% |
18 |
Hyundai Palisade |
4 460 181 |
4 480 850 |
4 670 805 |
4,2% |
19 |
BMW X5 |
8 414 382 |
8 330 548 |
8 399 665 |
0,8% |
20 |
Lexus RX |
6 329 990 |
6 277 348 |
6 319 609 |
0,7% |
Источник данных: компания Автохаб
[1] Оценка проводилась в Москве и Подмосковье, самом крупном регионе сегмента.