Про то, что такая фельдфебельская дрессировка детей ломает их волю и калечит личность, лучше меня объяснят психологи. Я хочу коснуться лишь одной, но важной стороны этой проблемы: смирные и безропотные малыши и подростки нередко становятся жертвами преступников.
За примером, увы, далеко ходить не надо. Как раз в марте на свободу вышел известный всем педофил Виктор Мохов — про его преступления вновь рассказали все центральные телеканалы. А я знаю об этом извращенце не из газет и телерепортажей. В мае 2004 года я был в командировке в городе Скопине Рязанской области — там задержали этого маньяка. Писал оттуда репортажи о Мохове и его малолетних сексуальных рабынях по горячим следам, встречался со следователями и фигурантами этого скандального дела. Наблюдал за следственным экспериментом, когда преступника приводили к гаражу, под которым был бункер для пленниц. Тогда я впервые увидел его лицо и удивился тому, что в его чертах не было ничего зверского и отталкивающего. Добродушное лицо, открытое, улыбчивое. Встретишь такого человека на улице — и сам улыбнешься в ответ.
Мохов даже в наручниках не суетился, был нетороплив, ходил как-то плавно. Есть точное словечко «благообразный» — оно подходило к его внешности больше всего. Про таких говорят: «Хоть икону пиши, хоть на Доску почета фотографируй».
На Доске почета скопинского завода снимок Виктора Мохова висел — там никто не верил, что один из лучших рабочих оказался педофилом. Мне его коллеги и начальники чуть ли не хором говорили, что это ошибка. Объясняли, Мохов ударник труда, хороший общественник, за успехи был награжден путевкой в Болгарию. Говорили, что он со старенькой мамой живет, по характеру тихий, мухи не обидит; с начальством никогда не спорит — всегда тише воды, ниже травы. А с женщинами даже робкий, так и не женился после первого неудачного брака.
Для жителей Скопина суд над Моховым стал потрясением: все узнали, что их земляк 3 года 8 месяцев держал в подземелье двух похищенных девочек, насиловал, грозил их убить. Одна из малолетних пленниц родила от Мохова трех детей — двое выжили, один появился на свет мертвым. И насильник подкидывал в подъезды многоквартирных домов младенцев словно котят.
Мохова осудили к 17 годам лишения свободы.
Доверились насильнику
Одна из его жертв написала книгу о своем заточении. Своей роковой ошибкой она считает тот день, когда вместе с подругой доверилась «доброму дяденьке» и села в его машину. Было поздно, и девочки, возвращавшиеся с городского праздника в Рязани, хотели побыстрее добраться домой.
По дороге он протянул им бутылку с каким-то напитком. Они лишь пригубили — и потеряли сознание. Очнулись в подземелье, их страшное заточение продолжалось почти четыре года.
Мохов сделал из девочек своих секс-рабынь. Насиловал их, угрожая смертью, и в такие минуты чувствовал себя сверхчеловеком. А потом поднимался наверх, улыбался соседям по улице, шел на работу — тихий и угодливый. Разоблачили его по чистой случайности: одной из девочек удалось передать из неволи записку.
На следствии Мохов пытался изобразить своих пленниц проститутками. Врал! Родственники девочек рассказали, что обе были вполне благополучными подростками, послушными. А попались в сети педофила лишь по своей доверчивости и наивности. К счастью, девочки выжили — Мохов не успел их убить, хотя не раз грозил смертью.
Описывать прочие подробности того давнего уголовного дела жутко и страшно.
А про воспитание детей всем нам стоит задуматься и не стремиться превратить послушание в покорность. Маньяки охотятся на безропотных, помните это!
Григорий ТЕЛЬНОВ