- Венера Ахатовна, вы строгий преподаватель?
- Мне нравится общаться с молодыми, я искренне радуюсь их успехам. А строга бываю, когда, например, студент не выучил материал, пропускает занятия... Наверное, ни один преподаватель не может спокойно относиться к безответственному отношению к учебе. Так профессионалом не станешь. Я объясняю ребятам, что хотя у меня и много достижений, но за них выйти на сцену не смогу!
- Чем молодых притягивает театр? Звездами становятся считанные единицы, а остальные зарабатывают совсем небольшие деньги...
- Только на первый взгляд наша профессия кажется легкой и приятной: внимание, цветы, любовь зрителей, слава, высокие гонорары... Все это далеко не так. Но если человек хоть раз вышел на сцену, он уже навсегда заболевает ею и не может жить без театра. Конечно, когда мы учились в консерватории, то мечтали о сольной карьере. К сожалению, не у всех она складывается. Надо реально и критически относиться к своим вокальным данным и возможностям.
- Как вам удается так великолепно сочетать эстраду и классику?
- Хотя мне мои педагоги говорили, что этого делать нельзя - вредно для голоса, но интуиция подсказывала, что я могу петь и в опере, и на эстраде. Внутреннему чувству надо доверять.
- Почему вредно совмещать классику и эстраду?
- Используются совершенно разные голосовые и вокальные приемы. Другая подача звука и дыхание. Но я очень осторожно, бережно их совмещала. Стараюсь учить так, чтобы и мои студенты умели петь и классику, и эстраду. Эстрада дает не только исполнительскую практику, но и возможность заработать. Многие студенты снимают квартиры - деньги нужны. Я не против, когда они выступают на корпоративах и праздниках. Вместе работаем над тематическим репертуаром к разным торжествам. Если просят, с удовольствием помогаю в записи песен или организации концерта.
- Как относитесь к выступлениям под фонограмму?
- Не поверите, но я же была родоначальником пения под фонограмму! Мы первые в Татарстане стали петь под минусовые фонограммы. Но делали это по необходимости. Когда ездили по районам, много музыкантов брать с собой было очень накладно. Придумали выступать под запись. В зале это поняли, закричали: «Ты что нам магнитофон крутишь!» Они решили, что и мой голос записан на пленку. Я убирала микрофон, пела без него, чтобы зрители убедились, что пою «живьем». Спускалась с микрофоном в зал, чтобы они сами попели. Между прочим, в деревнях меня знали как эстрадную певицу. Туда с оперным спектаклем не поедешь! Я на концертах пела арии. Люди замирали и слушали с таким восторгом...
- У вас много титулов и званий. А какая награда для вас самая дорогая?
- Накануне моего дня рождения, 24 марта, президент Минтимер Шарипович Шаймиев подписал указ о награждении меня орденом «За заслуги перед Республикой Татарстан». Вручил же мне этот орден уже новый Президент Татарстана Рустам Минниханов. Безответным такой подарок оставить было невозможно. Я пожелала президенту доброго здоровья, чтобы он работал долгие годы и нас, деятелей культуры, взял под свое крыло. А мы не подведем.
СПРАВКА. Венера Ганеева с 1983 года - солистка оперы ТГАТОиБ им. М.Джалиля. Обладает удивительным по красоте и тембру лирико-колоратурным сопрано. Она исполнительница множества сложнейших партий мирового оперного репертуара. Среди лучших ролей - партия Алтынчеч в одноименной опере Н.Жиганова, а также Сарвар в «Башмачках» Файзи, Зубаржат в «Наемщике» С.Сайдашева, Гульназ в «Крике кукушки» Р.Калимуллина - первой татарской рок-опере.
С 1999 года - профессор, завкафедрой вокала Казанского госуниверситета культуры и искусств. Заведует кафедрой народного пения в Институте национальных искусств при университете. Лауреат Госпремии РТ им. Г.Тукая.