От нелегких времен в повадках осталась разве что особая осторожность. Не сказать, чтобы Пан Лелик - кот трусливый. Ему пошел шестой год, по человеческим меркам это возраст зрелости, лет сорок. А в молодости он был драчун, боец хоть куда, мордочка вечно разодрана в сражениях с котами-соперниками. Мы устали его лечить. Чтобы не расчесывал раны, надевали на него широкий воротник, сделанный из игрушечного ведерка. Он даже приспособился спать, задрав голову, опираясь на этот воротник. Привычка осталась: теперь он норовит засыпать, положив голову на подушку или на деревянный подлокотник дивана. Но все же лучше всего - на ногу хозяина, да еще приобняв лапой, чтобы никуда не делся.
Его осмотрительность, как и привычки, проистекает из жизненного опыта. Раньше он любил летом на даче вздремнуть на лужайке, на солнышке. Но однажды на него спикировал большущий ястреб, едва успели отогнать. Теперь отдыхает только в кустах или на веранде - главное, чтобы не под открытым небом. Научен. Вот и политика в отношении собак у него избирательна. По аллее мимо дачи нередко выгуливают крупных собак, иногда и без поводка. При виде кота, восседающего на крылечке, они кидаются в атаку на забор, а Пан Лелик сидит на месте и ухом не ведет: забор есть забор, даже если это всего лишь сетка-рабица, все равно самую крупную овчарку удержит. А вот если небольшая собачка сумеет пролезть в щель под калиткой, Лелик бежит спасаться по приставной лестнице на балкончик.
Особенно забавны отношения между котом и соседской овчаркой. Ее держат в вольере, а наш кот-провокатор прогуливается перед самой решеткой, явно дразнит. Бедная псина захлебывается лаем. Зато когда ненадолго вырывается на свободу, бежит сводить счеты, и Лелик сразу удирает, потому что соседской собаке, в отличие от случайных прохожих, известно, где в нашем заборе прорехи, через которые можно попасть на участок. Овчарка вырывается на волю, когда открывают ворота для заезда автомобиля, и стоит металлическим воротам у соседей брякнуть, Пан Лелик начеку, готов спасаться.
А вот с ежиком, который поселился под домом, котик поладил. Когда в сумерках ежик бродит под яблонями, Лелик сопровождает его на некотором расстоянии, любопытно принюхиваясь, не возражает, когда колючий пьет водичку из его поилки.
К сожалению, редкий год в нашем поселке не пропадает без вести, не гибнет в зубах агрессивных собак хотя бы одна кошка. И потому мы рады, что с возрастом кот наш остепенился, и пределы участка покидает нечасто. В начале зимы мы переезжаем в город, и приходится Пану Лелику жить до весны затворником в квартире. Общее одно: ни на даче, ни в городе не доверяет никому из незнакомых, никого не подпускает близко к себе, кроме нас, домочадцев. Когда зимой живет в городской квартире, при визите посторонних и даже просто при звонке в дверь сразу прячется, забиваясь под ванну. Любимое место его дневного препровождения - на специальном коврике, постеленном на диване.
Но вот наступает момент, когда хозяин дома собирается выходить из дому, облачается в уличную одежду. Лелик поднимает голову, с подозрением следит за ним. Когда хозяин берется за ботинки, кот вскакивает и удаляется в свое убежище, в ванную.
Понимает: главный защитник из дому - лучше подстраховаться. Когда видит, что хозяин собирается мыться, погружается в ванну с водой, впадает в панику: бегает, мяучет, пытается образумить любимого кормильца-защитника, спасти от утопления.
Но был случай, когда бдительность Лелика реально уберегла нас от крупных неприятностей. На газовой плите варился бульон в кастрюльке, и я проворонила момент, когда бульон вскипел, убежал из кастрюльки и залил огонь. А газ продолжал наполнять кухню. Пан Лелик раньше всех проявил бдительность, поднял громкий «мяв», предупредил нас о ЧП и тем предотвратил беду.
Не люблю, когда «кошатники-собачники» умиляются: «он у нас такой умненький, все-все понимает». Разумеется, не все, но тем интереснее наблюдать некоторые проявления кошачьей логики, которая в первую очередь проявляется в заботе о собственной, а иногда и о нашей безопасности.