вопрос: Минтимер Шарипович, понятно, что к Татарстану как одному из регионов-локомотивов российской экономики интерес не ослабевает. Но какие критерии повлияли на столь высокую оценку?
ответ: Повышение рейтингов, по мнению агентства, отражает сохранение хороших бюджетных показателей республики, консервативное и разумное управление бюджетом, обеспечившее жесткий контроль над операционными расходами, и способность финансировать капитальные расходы за счет собственных источников. На мой взгляд, оценены и последовательно формируемый инвестиционный климат республики, а также позитивные перемены в структуре иностранных инвестиций. До последнего времени в них традиционно преобладали вложения в нефтедобычу и нефтехимическое производство. Но в минувшем году ситуация изменилась, и больше половины средств из-за рубежа было направлено в строительство. Причем темп роста иностранных инвестиций составил 40%.
вопрос: Выступая с ежегодным президентским посланием к парламенту республики, вы заявили, что Татарстан формирует новую модель экономического роста. В чем ее суть?
ответ: Знаете, одно из главных преимуществ экономической системы нашей республики - стабильность ее функционирования. Мы смогли даже в тяжелые для экономики России 90-е годы не допустить девальвации промышленного капитала. Были сохранены почти все промышленные предприятия. Еще с середины 1990-х годов главным инструментом государственного управления в Татарстане стал программно-целевой метод, позволивший осуществить ряд прорывных проектов в области нефтедобычи, нефтехимии, сельского хозяйства, транспорта, связи и телекоммуникаций, важных социальных программ. И сегодняшний уровень диверсификации нашей экономики довольно высок, хотя мы имели все предпосылки выбрать безболезненный путь экспортно-сырьевого развития. Ведь в республике ежегодно добывается 30 миллионов тонн нефти и есть подтвержденные запасы еще на 30 лет вперед.
Таким образом, наша экономическая модель - это стратегическое планирование, стратегический подход к постановке и решению задач. Но наступает новый период, когда Татарстан должен стать республикой интенсивного развития. И здесь я бы назвал второй важнейший элемент татарстанской модели - инновационность, повышение роли нематериальных активов в воспроизводственных процессах. Сейчас это наш приоритет, и отныне все наши действия должны быть подчинены решению этой основной задачи на примере всех экономически развитых стран.
Инновационный прорыв должна обеспечить Программа социально-экономического развития республики до 2010 года за счет формирования соответствующей инфраструктуры и институтов развития малого и среднего бизнеса в высокотехнологических секторах.
Основной наш показатель эффективности экономического развития - валовый региональный продукт (ВРП) - только за минувший год вырос на 8,7% и составил 740 миллиардов рублей. А последние данные из независимых источников таковы: Татарстан по совокупным показателям экономического развития находится в России на втором месте после Москвы, а по социальному развитию - на третьем в стране. Индекс промышленного производства в республике составляет 108,8%, что существенно выше среднероссийских показателей.
вопрос: Главный вклад в ВРП по-прежнему делает нефтегазохимический комплекс?
ответ: Конечно, это основной двигатель нынешней экономики Татарстана. Но понятно, что благоприятная конъюнктура на рынке сырья не будет существовать вечно. Поэтому еще одиннадцать лет назад мы сознательно приняли программу повышения добавленной стоимости, производимой в республике при стабилизации объемов добычи нефти, направив при этом основные усилия на углубление ее переработки. Главный упор мы также делаем на развитие нефтехимии, машиностроения, энергетики и агропромышленного комплекса. Именно там сформировались ярко выраженные условия для развития кластеров, есть ключевые фирмы-лидеры и ведущие научные центры. В результате уже в прошлом году производство оборудования и транспортных средств обеспечило более 51% роста, в то время как нефтехимия 43%, а нефтедобыча - 6%.
вопрос: В республике сейчас все чаще говорят о «жизни после нефти»...
ответ: Потому что мы планируем увеличить к 2009 году объем нашего ВРП без роста нефтедобычи. И главная ставка делается на нефтехимию. Она, как показывает практика и те проекты, которые мы реализуем, дает минимум 20% рентабельности. Окупаемость хорошая. И к тому же не так чувствуется конъюнктура нефтяных цен. Так что нефтехимия - это, если хотите, призвание Татарстана, наше будущее. Благодаря растущим поступлениям в бюджеты всех уровней мы можем реализовывать и амбициозные социальные программы.
Но пока республике надо увеличивать объемы переработки сернистой нефти. Сегодня содержание серы в составе черного золота у нас доходит до 4%, иногда даже чуть больше. А на переработку в ОАО «Нижнекамскнефтехим» принимается только нефть, в которой не больше 1,88% серы. Значит, для улучшения качества приходится добавлять девонскую нефть. Тем, кто легко рассуждает о несметных нефтяных богатствах Татарстана, хорошо бы знать, с каким углеводородным сырьем мы имеем дело и с каким трудом оно дается. Через два-три года в Нижнекамске возведем комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств, ориентированный на углубленную переработку тяжелой высокосернистой нефти. Размер инвестиций превышает 130 миллиардов рублей. Правительство Российской Федерации на конкурсной основе поддержало этот проект за счет средств Инвестиционного фонда: 16,5 миллиарда рублей будут направлены на строительство объектов инфраструктуры комплекса.
Большие надежды на инновационный прорыв мы связываем и с технополисом «Химград» - центром высоких технологий в сфере нефтепереработки и нефтехимии. Он будет работать в кооперации с крупными нефтехимическими предприятиями и ведущими вузами республики.
Безусловно, для дальнейшего развития отрасли очень важно вовлечение в оборот дополнительных источников углеводородного сырья. Перспективной обещает стать добыча битумной нефти. Запасы этого вида сырья - его называют «вторым черным золотом» - у нас составляют до 7 миллиардов тонн. Мы уже сейчас, изучив канадский опыт, начали опытно-промышленные работы по разработке битумных месторождений. Планируется, что Татарстан к 2020 году будет добывать 3,5 миллиона тонн битумной нефти ежегодно. И здесь мы большие надежды возлагаем на партнерство ОАО «Татнефть» с ведущими мировыми компаниями.
Но мы прекрасно понимаем: запасы нефти небезграничны. Следующим шагом станет строительство первого в России завода по производству биоэтанола. Пилотное предприятие, выпускающее биотопливо, будет перерабатывать миллион тонн зерна в год. Сырья у нас более чем достаточно - Татарстан в последние семь лет стабильно собирает в среднем по 5 миллионов тонн зерна. За счет этого покрываются и фуражные, и пищевые потребности республики. Остается и для переработки. Биотопливо позволяет сделать автотранспорт более экологичным: 10% прибавки такого топлива в бензин улучшает качество выхлопа на 30%.
Таким образом, мы отходим от экспортно-сырьевой ориентации нашей экономики и делаем ставку на инновационную экономику, в основе которой лежит наукоемкое и высокотехнологичное производство. Это наш стратегический выбор.
вопрос: Хорошо, что Татарстан не скрывает своих амбиций в нефтехимии. Но удастся ли республике стать российским Детройтом?
ответ: Загадывать пока рано, время покажет. Но вот статистика. В минувшем году впервые за последние три года автомобильная промышленность Татарстана добилась опережающих темпов роста в 26%, уступив лишь два пункта гигантам нефтехимической отрасли. Совокупный оборот двух ведущих автопроизводителей - это КАМАЗ и «Северсталь-авто» - составил 145 миллиардов рублей. Таким образом, вклад нашего автопрома в ВРП Татарстана достиг почти 20%. В текущем году автомобилестроители планируют выпустить продукцию в сумме 180 миллиардов рублей, достигнув роста промышленного производства на 20%.
Лидеры республиканского автопроизводства активно привлекают в республику международных производителей автокомпонентов. Но мы стремимся интегрировать в развитие современных компонентных производств и местных поставщиков. Ведь, по оценке Министерства промышленности и торговли Татарстана, к 2010 - 2011 году республика выйдет на рекордный рубеж - 300 тысяч ежегодно собираемых автомобилей. Так что за счет растущего выпуска грузовых и легковых машин, локализации их производства Татарстан имеет реальную возможность стать одним из крупных центров автомобилестроения.
вопрос: А какие надежды вы связываете с особой экономической зоной «Алабуга»?
ответ: Это наша гордость и наша каждодневная забота. Решение о создании первой в Российской Федерации ОЭЗ промышленно-производственного типа принято руководством страны почти два года назад. Тем самым нашей республике оказали очень высокое доверие. В то же время этот выбор был обоснован: ведь Татарстан сочетает развитый промышленный потенциал и серьезную сырьевую базу.
Создание ОЭЗ для нас - еще один фактор, увеличивающий инвестиционную привлекательность республики. На территории зоны зарегистрированы семь компаний, и пять из них уже начали создание производственных мощностей. Резидент номер один - «Северсталь-авто» - приступил здесь к реализации проекта по производству 75 тысяч современных легковых автомобилей в год. Всего на создание объектов инфраструктуры «Алабуги» из федерального и республиканского бюджетов до 2010 года планируется выделить 10,8 миллиарда рублей. Но инвестиции только сегодняшних пяти резидентов составят 9,5 миллиарда. А предполагается, что на территории ОЭЗ разместятся более 30 резидентов, при этом будет создано около 30 тысяч дополнительных рабочих мест.
вопрос: Интересно, откуда возьмутся столь внушительные трудовые ресурсы?
ответ: Наращивать рабочую силу будем несколькими путями. Пригласим сюда из разных регионов страны молодых специалистов, привлекая их гарантированным предоставлением жилья по социальной ипотеке. Желающие есть. Мы уже сегодня получаем множество писем. То, что эта схема заработает, у меня сомнений нет. Кроме того, привлечем в «Алабугу» жителей из густонаселенных сельских районов республики. Нам невыгодно иметь переизбыток рабочих рук на селе, потому что туда пришли крупные инвесторы, производительность труда сильно выросла. Будем переобучать сельчан и доставлять их на новое место работы вахтовым способом. В свое время мы так же осваивали сибирские нефтяные месторождения. Опыт есть, люди это поддерживают.
вопрос: Скорее всего, это еще один аргумент за то, что теперь основным приоритетом инфраструктурной политики республики становится развитие дорог?
ответ: Да, за последние годы немало построили школ, объектов культуры и здравоохранения. Пришло время сосредоточиться на дорогах. Их качество действительно стало бедой экономики, тормозом ее развития. Не говоря уже о том, что это отрицательно сказывается на социальном самочувствии людей. Поэтому на дорожное хозяйство Татарстана только в нынешнем году планируется направить более 13 миллиардов рублей из всех источников финансирования. Это вдвое больше, чем планировалось в 2007 году. Наша цель - за несколько лет проложить автодороги с твердым покрытием к каждому населенному пункту республики. Для нас весьма важно, чтобы адекватно экономическому росту преобразовалась и социальная сфера. Чтобы каждый татарстанец смог реально ощутить на себе позитивные результаты наших достижений.
Газета «Известия», федеральный выпуск, №81/27606