Ресторанный бизнес Казани должен готовиться к высокому туристическому сезону и восстанавливать потери, связанные с ковидом, рассказывает президент Ассоциации рестораторов и отельеров Татарстана Зуфар Гаязов. «Сейчас ситуация с поставкой продуктов более-менее нормализовалась. Самое главное, что скачков цен нет», – перечисляет он.
По словам Гаязова, многие казанские рестораторы ждут майских праздников и работают без выходных, чтобы удовлетворить потребности гостей города: «Туристы у нас еще в конце апреля пошли, в мае еще больше туристов пришло, мы очень этому рады. Отели в Казани заполнены на 100%».
Свидетельствуют о росте оборота республиканского общепита и данные Татарстанстата: за первые три месяца 2022 года он вырос на 4,2%. Самым прибыльным месяцем в период с января по март оказался март. За этот месяц оборот общепита превысил 4 млрд руб. В феврале он составил 3,6 млрд рублей, а в январе 3,8 млрд рублей.
Тем не менее, в сфере казанского ресторанного бизнеса есть нерешенные вопросы в кадровой политике, подчеркивает Гаязов, – не хватает поваров и официантов. «Мы работаем с учебными заведениями, которые готовят специалистов для наших отраслей, уговариваем, чтобы на летний период они приходили на наши предприятия, работали и зарабатывали деньги. Кадровый вопрос — проблемный, но мы стараемся его решать», — говорит президент Ассоциации рестораторов.
«Наблюдаем рост внутреннего туризма»
«Не могу сказать, что первомайские праздники прошли для нас хорошо — казанцы разъехались, туристический поток большой, но в основном он сконцентрирован в районе улицы Баумана, — сетует владелица бара Rockstar Диля Гавриленко. — У туристов, приезжающих в Казань, нет привычки бронировать заранее столы, и к вечеру получается смазанная картинка — не понимаешь, сколько у тебя в заведении людей будет».
Сооснователь бара Kommunalka Андрей Блинов настроен более оптимистично: «Когда начались санкции, у нас были проблемы, сейчас для нас их нет. Наш бар изначально был ориентирован на местные продукты. Мы оставили прежние ценники на напитки и блюда, потому что за три года работы нашего общепита научились реагировать на меняющуюся ситуацию».
Блинов отмечает рост внутреннего туризма, который был подстегнут закрытием для россиян других стран. Среди приехавших в первую очередь майских выходных в Казань он называет гостей из Москвы и Питера.
«Несмотря на холодную погоду, которая была на первомайских праздниках, прирост гостей наблюдался. В феврале и марте было сложно, сейчас в Казани достаточное количество туристов. Но мы в ожидании того, что осенью опять будет пандемия и ограничения. Как долго нам разрешат работать после полуночи, мы не знаем. Пока есть возможность, работаем, но готовимся к тому, что нас осенью снова будут закрывать», – признается сооснователь бара.
«Последствия санкций мы заметим позже»
Основная проблема ресторанного бизнеса, по мнению владельца пекарен «Жар-Свежар» Ирека Галиева, заключается в том, что некоторые поставщики ушли с рынка и подорожало сырье: «В итоге подорожала и наша продукция. Мы меняем рецептуры, чтобы быть более привлекательными по цене. Спрос, достаточный для нас, пока еще есть».
«Как обстоят дела у ресторана, очень сильно зависит от его формата, — рассказывает учредитель сети ресторанов «Кыстыбый» Азат Назмутдинов. — У нас универсальный формат, который рассчитан как на туристов, так и на семейные трапезы». Назмутдинов уверен, что к майским праздникам его заведения готовы: «Мы даже немножко усилили фронты, чтобы принять максимальное количество гостей».
Вместе с тем, наш собеседник отмечает, что средний чек в «Кыстыбый» поднялся в связи с подорожанием сырьевой базы, но не сильно: «Есть рестораны, которые подняли цены на 50%. Но мы пользуемся местным сырьем, у нас подъем цен на 5, может, 10 процентов».
По словам Назмутдинова, очень сложно прогнозировать будущее казанского общепита, потому что ситуация меняется ежедневно. Он, как и Блинов, опасается, что ситуация может измениться не в лучшую сторону со временем. Правда, причины ресторатор видит уже не во возврате пандемии и ограничений, с нею связанных, а в последствиях санкций.
«До августа включительно дела идут хорошо, так как люди гуляют, веселятся, увеличивается туристический поток. Что будет после августа? Все последствия санкций и ограничений доходят не моментально, и серьезность ситуации мы, наверное, заметим позже», – говорит Низамутдинов.