«Хочу сказать молодым: добейтесь чего-нибудь, а деньги вас догонят»
— Ты наверняка сравниваешь сегодняшние тренировки пацанов с теми, что были в твоем детстве. Небо и земля?
— Естественно! Мир развивается. Даже когда я начинал играть в «Рубине», нам просто давали мячи, тренировочный процесс не был настолько скрупулезно спланирован и разобран. Не было никаких датчиков, никакого контроля за футболистами. Сейчас же – датчики GPS, информация о том, сколько игрок пробежал, сколько раз прыгнул, на каком пульсе работает – все контролируется. Исходя из этих данных, ты можешь регулировать тренировочный процесс. Раньше мы играли двусторонку среди недели – два по сорок. Это же как матч сыграть среди недели, и раньше это было нормой.
Отличается и уровень инфраструктуры: очень много полей – пусть они искусственные, но хорошего качества. С экипировкой никаких проблем. Поэтому детям остается только играть, тем более, что у них сегодня есть Юношеская футбольная лига, которую спонсирует «Газпром». В ЮФЛ очень серьезная конкуренция – раньше, кроме первенства дубля, никаких соревнований с хорошей конкуренцией не было.
— Специалисты, с которыми довелось общаться, считают, что ЮФЛ – лучший проект РФС за последние 30 лет.
— Я сам от него в восторге.
— Во только команды «Рубина» в ЮФЛ забуксовали. Хочется повыше быть…
— Хочется, но не все сразу. Думаю, изменения будут, если будет делаться уклон на собственных воспитанников. Условия для работы созданы, нужна отдача. Мы все заинтересованы, чтобы воспитанники академии «Рубина» не уезжали в другие города и страны.
— Почему уезжают?
— Я не знаю, только начал в академии работать. И вообще это новая для меня история – детско-юношеский футбол. Мне очень хочется, чтобы люди, которые прошли академию, с благодарностью относились к клубу, оставались в команде. Сейчас появилось очень много агентов, которые кружат голову игрокам, сбивают их с пути. Нам, тренерам, это не нравится. Поэтому говорим игрокам: «В вашем возрасте вам агент не нужен, он будет вам только мешать». А мы хотим ребятам помочь стать футболистами, получить профессию.
Мне Курбан Бекиевич говорил: «Ты играй, деньги придут», когда я у него в 2006 году просил новый контракт. Спокойно так говорил, а я про себя думал: «Да когда же они придут, Бекиич?!» То же самое я хочу сказать молодым футболистам: ребята играйте! Добейтесь чего-нибудь, а деньги вас догонят.
— Об Илье Рожкове в академии говорят?
— Конечно! В пример ставят. Я очень радовался, когда смотрел его первый матч с «Локомотивом». Как он здорово сыграл, отдал эту голевую! Я сразу подумал: новый Ленар Гильмуллин, так же ворвется во взрослый футбол. Дай бог, чтобы Илья прогрессировал, набирался опыта. Очень рад, что Рашид Маматкулович (главный тренер «Рубина» Рахимов – прим. А. Е.) дает ему шанс.
— Ты следил за ним в молодежке?
— Еще два года назад я приходил в академию, на общественных началах тренировал нападающих. С 2005 годом тогда работали Дмитрий Архипов и Марат Сагиров, я с ними был, Рожкова хорошо знаю.
— Плодовитый возраст – я бы еще Илью Иванова отметил, Эберта Белорусова.
— Чибанов еще есть. Максим Никифоров был, но уехал в «Спартак», и это печально. Это его решение, не хочу его комментировать, к тому же не знаю, какие у него отношения в команде и с тренерами были. Но по своему опыту игрока, который прошел «Рубин-2», дубль и никуда не уезжал, потому что хотел попасть в основу, могу сказать: находясь в академии, ты пропитываешься духом клуба, он для тебя становится родным, что-то значит. И если ты выбираешь другой клуб только из-за того, что тебе там предложили, условно, на 10 тысяч больше, чем здесь, то я считаю, что ты за 10 тысяч рублей предаешь имя своего клуба.
— Но мне кажется, есть и другие тревожные для академии «Рубина» звоночки. Юноши 2010 года рождения не смогли выиграть финал «Приволжья», даже в четверку не попали. Раньше «Рубин» всех возрастов «Приволжье» проскакивал не замечая, финалы России выигрывал…
— Да, я помню, как Тимур Беляков по стадиону объявлял, что команда такого-то года академии стала чемпионом России или призером России. Я сам Детскую футбольную лигу прошел и понимаю, насколько это сложно – выиграть первенство России… Возможно, произошел какой-то сбой в механизме и пришло время его наладить. Есть люди, ресурсы, помощь основной команды. Возможно, что-то сломалось, когда «Рубин» вылетел из РПЛ, возможно, раньше – мне трудно судить, меня в академии не было. Но то, что академии нужно уделять много внимания – однозначно. И все клубы этим занимаются. Тот же Галицкий постоянно говорит об академии «Краснодара».
«Конкуренция была страшная – взрослым нужно было семьи кормить»
— С Гекденизом общаешься?
— Да, мы с ним часто видимся, «Рубин-2» на базе тренируется.
— Он понимает, что такое Вторая лига Б России?
— Об этом не говорили. Но как-то Яшар (переводчик Гекдениза – прим. А. Е.) подошел ко мне: «Ты можешь к нам на тренировку прийти?» «Зачем?», – говорю. «Да у нас нападающие не забивают, научи их забивать! Моментов много, голов нет!».
— В твое время в «Рубине-2» зарплаты были чисто символические?
— Да. Мы снимали квартиру с ребятами из дубля. Так вот, у них были зарплаты по 20 тысяч рублей, а у меня сто долларов – это 3 тысячи рублей по тому курсу. Премиальные нам не платили, а у дубля были хорошие премиальные. К тому же они всех обыгрывали. Со мной жил Данил Сидоров, играл за дубль. Однажды вечером я сижу голодный, нужно ехать на трамвае в кафе «Кич», чтобы что-то поесть. Тут приходит Данил, приносит с собой еду из «Макдональдса», раскладывает и начинает есть. Я смотрю на него и думаю: ты мне дашь что-нибудь или нет? Так злился! Во эту несправедливость я запомнил на всю жизнь, было тяжело, хотя сейчас со смехом вспоминается. Потом в конце сезона и нам выплатили премиальные за все игры, 200 тысяч – их я отдал маме, чтобы долги закрыла.
— Как прошло 65-летие «Рубина»? Ты ведь играл в турнире за команду легенд клуба.
— Прошло круто, не ожидал даже. Я вес набрал, а мне Рустик Хузин, Володя Байрамов говорят, что завтра игра. «У меня 20 килограмм лишних, как я играть буду?» Приехал, еле футболку натянул, но в итоге получил огромное удовольствие. Увидел Домингеса – столько лет его не видел, в отличной форме находится. С Калешиным, Сибайей, Касаевым встретились. В общем, прошло классно, «Рубин» в этом плане удивил, здорово организовали это мероприятие. На банкете было несколько поколений игроков, включая ветеранов. Эта преемственность поколений должна быть.
— Ты Сергея Харламова в команде застал?
— Нет, не играл с ним, даже общаться не доводилось. Но на юбилее виделись. Я застал Рустема Хузина, он многое дал и мне, и Ленару Гильмуллину, я очень благодарен ему. Здорово, что в команде был такой открытый позитивный человек. Для молодых игроков это очень важно. По себе знаю, насколько тяжело молодому игроку выигрывать конкуренцию.
— Расскажи.
— У меня был случай в «Краснодаре-2000»: на тренировке я прокинул между ног одного возрастного защитника, а после тренировки он обещал мне ноги переломать, если я еще раз так сделаю. Раньше конкуренция, особенно в низших лигах, часто выигрывалась за пределами поля, и многие молодые игроки ломались морально. А конкуренция была страшная – взрослым нужно было семьи кормить. Но мне было по барабану, я наглый в молодости был. А в «Рубине» атмосфера была хорошей. Кроме Хузина еще вспоминаю Мишу Синева и Андрея Фёдорова – они не допускали оскорблений в адрес молодых.
Но премиальные молодым часто платили меньше. Была история, когда нас с Ленаром только взяли в команду. Мы обыграли «Аланию», а нас в этой игре стимулировала третья команда, тогда это было нормально. Премиальные раздавал Андрей Фёдоров. Выходит от него Чижек, я спрашиваю: «Сколько?» Томаш называет сумму – я уже в облаках, с Ленаром представляем, как покупаем новую «четырнадцатую». Заходим к Андрею – он дает нам по 300 долларов, «идите шоколадки себе купите». Мы обиделись: как так?! Играли же весь матч! Но если нам, молодым, в то время дать по машине, нас бы понесло. А с Андреем отношения у нас отличные, видимся, созваниваемся.
— А на поле у тебя с Домингесом было отличное общение, 2009 год – это вообще чудо какое-то. За счет чего?
— Наверное, доверие было стопроцентное. Я мог подшутить над ним, по молодости я веселый был. Правда, он обижался иногда на мои шутки. Но что он творил на поле! Талантливый человек. Когда увидел его на юбилее, такие теплые чувства испытал, будто родственника встретил.
— Бердыев его поначалу не выпускал.
— Возможно, из-за повреждения, у него травма была серьезная. Возможно, элемент воспитания был. Курбан Бекиевич и меня так воспитывал, в том числе в «Ростове» и в «Рубине» в мой последний сезон.
«Как игрок «Зенита» я не смог забить «Рубину»
— Как оценишь положение «Рубина» в чемпионате?
— Все нормально! Мое мнение: руководство клуба и республики делает все возможное, чтобы этот переход из Первой лиги в РПЛ был менее болезненным. Это же тяжело, ведь разрыв в уровне игроков РПЛ и ФНЛ большой. Поэтому этот процесс занимает много времени. Думаю, все наладится.
— Впереди матч с «Зенитом». Что думаешь о предстоящем сопернике?
— Мне довелось за две эти команды поиграть. И если говорить об очной встрече, то я жду очень интересной игры. «Зенит» начал терять очки, и это хорошо для «Рубина». Не из-за того, что я плохо отношусь к Санкт-Петербургу, команде или Сергею Семаку. Наоборот, с большим уважением к ним отношусь, у меня много друзей в клубе и в городе. Но интерес к чемпионату только выиграет от того, если гегемония «Зенита» не будет ощущаться так, как раньше. Сейчас появилась конкуренция. Возможно, чемпионом России в этом сезоне станет другая команда. В ближайшей встрече жду очень интересной игры.
— Ты ведь с тренером Семаком не работал?
— Нет, но я помню, мы где-то встретились – я тогда в «Ростове» играл, и Сергей Богданович мне показывает: «Смотри, я лицензию получил!» Я ему говорил: «Что за бумажка? Чем ты хвастаешься?». А он хотел поделиться, для него это было важно.
— И он доказывает, что стал хорошим тренером.
— Да, я очень рад за него! И знаком с тренерским штабом: с Анюковым, Тимощуком, тренером вратарей Бирюковым. У нас был дружный коллектив в «Зените». Знаю всех администраторов, докторов. Рад, что они выиграли пять чемпионатов подряд, но, повторюсь, такая гегемония вряд ли повышает зрительский интерес к чемпионату.
— Какой матч «Рубина» и «Зенита» для тебя самый памятный?
— Сезона 2008 года, когда на бровке Бердыев и Адвокат устроили перепалку и их удалили. А мы выиграли 4:1, я забил два гола в ворота «Зенита». Хочу найти этот матч в записи и целиком пересмотреть.
В том сезоне у нас был потрясающий старт из семи побед в первых семи турах, который сменился затянувшаяся неудачной серией (два поражения и шесть ничьих подряд в следующих девяти матчах – прим. А. Е.). И перед игрой с «Зенитом» на базе состоялся пацанский разговор, после которого мы поехали на стадион и «прибили» питерцев со счётом 4:1. А они тогда были обладателями Кубка УЕФА! Тот матч был переломным в плане результатов и отношения игроков к делу. И был первым шагом к тому, чтобы «Рубин» добивался больших побед.
И, конечно, я очень люблю смотреть матч с «Зенитом» в Казани в 2009 году, после которого мы оформили второе чемпионство. Закончили без забитых голов, 0:0, но играл я в тот день хорошо.
А как игрок «Зенита» я так и не смог забить «Рубину». Играя за «Анжи» и «Ростов», забивал, а с «Зенитом» не получилось, хотя настраивался на «Рубин» по-особенному. Но тот же Навас знал, как я играю, он досконально меня изучал, поэтому было очень сложно.
— Кто, по-твоему, может стать новым чемпионом России?
— Я бы хотел, чтобы это был «Рубин»!
— А если смотреть на вещи реально?
— Я всегда хочу, чтобы именно «Рубин» стал чемпионом. Для меня других команд не существует. И я буду делать все возможное, чтобы поддержать команду.
Для меня чемпионские годы «Рубина» – что-то невероятное. Нам Курбан Бекиевич после чемпионства, после победы над «Барселоной» говорил: «Вы не понимаете, что сотворили!» А мы действительно тогда не осознавали. Это ведь очень сложно было сделать!
— Что вспоминаешь о чемпионском матче в Раменском в 2008-м?
— Я играл первый тайм, во втором вышел Саво Милошевич, чуть позже – Рома Адамов. Такой напряженный матч – 0:0 были на протяжении долгого времени, я расстроился, что не забил. И затем Рома нанес удар бильярдный! «Сатурн» сравнял счет, а затем Милошевич забил победный гол.
И помню, как мы прилетели в Казань. Много болельщиков нас встречали в аэропорту и радовались победе, Казань тогда была футбольной столицей. И мы воспринимали за должное, что «Рубин» должен быть чемпионом, а не как что-то сверхъественное. Благодаря победам «Ак Барса», волейбольного «Зенита», ватерпольного «Синтеза» планка спорта в Татарстане была задрана высоко, и мы обязаны были тоже стать чемпионами.
— Вернутся эти времена для казанского футбола?
— Я уверен, что вернутся. Вопрос только в том, когда. Думаю, в Казани есть всё для этого. Важно преодолеть непростой период, когда нет результата. Не в этом году, так на следующий год «Рубин» способен бороться за самые высокие места. У команды есть прекрасный стадион, отличный город, великолепные болельщики, которые и в Первой лиге поддерживали команду. И руководство, игроки, тренерский штаб и медиа-служба «Рубина» делают большую работу, чтобы Казань вернула высокие позиции, которые мы потеряли.
Хочется, чтобы и другие казанские команды побеждали, чтобы наш город был спортивной столицей России.
Читайте также: Александр Бухаров: «Когда статьи про дубль писали, я утром бежал в киоск за газетой»