Пройти под куполом цирка без страховки

В субботу гостем нашего города был легендарный музыкант, художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» Юрий Башмет.

news_top_970_100
Он участвовал в заключительном концерте I международного фестиваля современной музыки им. С.Губайдулиной CONCORDIA, приуроченного к 80-летнему юбилею композитора. Вместе с Государственным симфоническим оркестром РТ Юрий Башмет исполнил Концерт для альта с оркестром Альфреда Шнитке. Это произведение в Казани прозвучало впервые.   - Мне нравится, что CONCORDIA - фестиваль современной музыки, что здесь звучат сочинения, которые современным языком, а не классическим говорят о вечных темах: жизни и смерти, любви и ненависти, дружбе и предательстве... - рассказал Юрий Башмет на встрече с журналистами. - Но с другой стороны, многим этот язык может показаться сложным, не совсем понятным. Поэтому великие классики Моцарт, Бетховен, Шуберт часто звучат в одном концерте вместе с современными композиторами. Но если таким образом привлекать людей в концертные залы, я согласен на подобные эксперименты.
Такие музыкальные продукты хорошо продаются, на них ходят зрители разных возрастов, разных музыкальных пристрастий. Надо пробовать любые способы, чтобы привести человека в классическую музыку.    - Какие у вас возникают ощущения, когда вы исполняете произведения Софии Губайдулиной?   - Очень значительное место в моем репертуаре занимает концерт, который София Асгатовна для меня написала и мне посвятила. Перед началом стоишь на сцене в полной тишине. За спиной – зал, впереди - оркестр, и концерт начинается настолько мощно, с умопомрачительной сложности музыки. Это все равно что пройти по канату под куполом цирка без страховки.   - Можно сразу почувствовать, перейдет ли произведение современного композитора в разряд классики или для этого должно пройти лет 50 - 100?   - Конечно, время покажет и расставит на свои места. Я могу сказать: и сейчас есть замечательные, абсолютно репертуарные сочинения современных композиторов. Но станут ли они классикой, пока сказать невозможно. Бывает и так, что много лет произведение не играешь, а потом вдруг исполнишь - и выясняется, что напрасно эта вещь так долго лежала «в столе».
Есть интересная статистика по этому поводу. Например, альтовый концерт Баха за весь XX век был записан всего два раза, а концерт Альфреда Шнитке только за первые 10 лет был записан разными оркестрами 6 раз.   - Юрий Абрамович, вы являетесь послом культурной Олимпиады в Сочи, а есть у вас любимый вид спорта?   - Не могу назвать себя болельщиком, но когда наши побеждают в любом виде спорта, это здорово. Сам я спортом занимался, у меня даже есть юношеский разряд по фехтованию. Когда вышел фильм «Три мушкетера», все мальчишки пытались фехтовать. А после выхода на экраны фильма «Великолепная семерка» мы учились метать ножи. У нас были простые ножички, и надо было четко рассчитывать, сколько раз они должны прокрутиться в воздухе, чтобы попасть в стенку.

news_right_column_240_400