Пять килограммов музыки для таланта

Прошлый год для Ларисы Масловой был дважды юбилейным - она отметила свое 60-летие и 35-летие творческой деятельности. В новогодние праздники мы побеседовали с известной казанской виолончелисткой.

news_top_970_100
- Лариса Владимировна, вам посчастливилось общаться с легендарным Мстиславом Ростроповичем, более того, маэстро дал вам несколько уроков... - Случилось это в 1973 году, но было будто вчера... Ростропович приехал в Казань на неделю как дирижер, виолончелист и аккомпаниатор своей жены Галины Вишневской. Помимо концертов, он прослушал нескольких молодых виолончелистов, показал на меня и сказал: «Вот с ней буду работать!» И пригласил на свой мастер-класс. А я стала отказываться...
- Почему? - Испугалась! Ростропович для меня был как Бог. Мне казалось, я недостойна выступать перед ним. Но мой педагог Афзал Хайрутдинов буквально за руку подвел меня к виолончели. Мстислав Леопольдович почувствовал мое волнение. Несколькими фразами, очень дружеским тоном смог снять напряжение, и я начала играть. После он не только дал мне несколько уроков, но и пригласил на репетиции, которые проводил в Казани. На них всегда собирался полный зал, и маэстро при всех со мной, малявкой, здоровался.
Я знала, что Ростропович коллекционирует фарфор. У меня сохранился подарок от бабушки - фарфоровый поваренок, сделанный еще в царские времена на фабрике Гарднера. Я поваренка тщательно вымыла, завернула в газету и вручила сверток Мстиславу Леопольдовичу. Он развернул его и просто остолбенел: «Это же настоящий Гарднер!» Потом мне сказали, что это очень дорогой подарок, но было не жалко. Если бы у меня был слиток золота, отдала и его.
Ростропович приглашал меня учиться в свой класс в Московскую консерваторию имени Чайковского. Лучшие виолончелисты мира считали за счастье приехать к маэстро на уроки, но меня не отпустила мама. Я тогда была наивной, восторженной девушкой, и мама очень боялась отпускать меня в другой город. У меня даже смычок отобрали, чтобы я не уехала.
- Лариса Владимировна, среди детей, поступающих в музыкальную школу, много желающих играть именно на виолончели?- Виолончель, к сожалению, не так востребована. Больше популярны фортепьяно, скрипка, гитара и дудочки. И это понятно. Скрипка, дудочка компактны, их удобно носить. А виолончель - инструмент довольно громоздкий, тяжелый - вместе с чехлом весит примерно пять-шесть килограммов. К тому же далеко не каждая семья может позволить себе ее приобрести. Поэтому большинство учеников соприкасаются с виолончелью только на уроках в школе, а этого бывает недостаточно, чтобы достичь серьезных результатов. Чтобы научиться правильно сидеть за инструментом, правильно и свободно водить смычком по струнам, может потребоваться целый год репетиций. Не у каждого ребенка столько терпения и усидчивости.
Есть еще одна причина: многие родители считают, что у скрипача или пианиста перспектив больше, больше шансов стать знаменитым и после учебы легче найти хорошую работу.
- Сейчас во многих общеобразовательных школах создаются музыкальные классы. Они не конкуренты музыкальным школам?- В специализированных музыкальных школах готовят профессионалов. Мы ходим по детским садам, ищем музыкально одаренных детей пяти-шести лет, начинаем работать с ними. Когда ребенок идет в школу, педагоги видят, что он уже обучен музыкальной грамоте, и предлагают заниматься в их музыкальном классе. Вот у меня недавно два талантливых ученика ушли. Конечно, для родителей это гораздо удобнее - не надо ребенка возить из одной школы в другую. Но какой уровень подготовки он там получит - это вопрос.
- Но, наверное, не всех нужно нацеливать стать профессиональными музыкантами...- Никто не спорит, музыкальное воспитание способствует общему развитию человека, облагораживает его. Хорошо, если человек умеет играть на инструментах, разбирается в музыке. Однажды во время гастролей в Находке мне довелось познакомиться с японским бизнесменом. Он узнал, что я музыкант, и напел главные темы всех девяти симфоний Бетховена. Оказывается, они учили это на уроках музыки в обычной японской школе. Самое важное, что школа привила ему любовь к серьезной музыке и он постоянно ходит на симфонические концерты, оперные и балетные спектакли. Вот это образование! А кто из наших школьников может напеть хотя бы одну симфонию Бетховена?
Я согласна, не все дети должны быть нацелены на лауреатство. Замечательно, если они будут музицировать для себя, для души. Но если у ребенка талант, заниматься музыкой надо серьезно и целенаправленно.
КстатиБуквально на днях один из учеников Ларисы Масловой, 7-летний Клим Кузнецов, получил диплом первой степени в номинации «Надежда "Виктория" на III международном конкурсе-фестивале исполнителей инструментальной музыки и классического пения "Содружество талантов". Этот конкурс проходил в Казани.

news_right_column_240_400