Эту историю из далеких военных лет рассказала мне моя бабушка. В конце рассказа мы вместе заплакали, обнявшись...
Бабушка - тридцатилетняя красавица-хохотушка Дарига, после ухода мужа на фронт осталась одна с четырьмя маленькими детьми на руках. Так же как и другие в их деревне, семья голодала. Люди искали пищу повсюду, в том числе и на колхозных полях. Находили под снегом неубранные колоски ржи и варили. Есть хотелось круглые сутки, поэтому собирали пищу где попало, лишь бы спасти себя и детей от голодной смерти. Но Дарига не унывала. Научилась варить суп из лебеды, крапивы, щавеля, печь лепешки из гнилой картошки, собранной на колхозных полях, стряпать пироги из дикого лука, найденного в лесу. И все-таки от голодной смерти большую семью бабушки спасала корова. Что только не делала Дарига из ее молока, чтобы не видеть голодного блеска в глазах своих детей.
В один из осенних вечеров она задумалась: впереди суровая зима, как ее пережить? Особенно тяжел конец зимы - съедался весь продуктовый запас, а до первой зелени еще далеко. На ум Дариге пришло вот что. В погребе у нее стояла большая бутылка масла. «Отнесу-ка я ее соседке Фатиме, - решила Дарига. - Пусть сохранит ее до весны про запас, а то мои озорники найдут масло - съедят, не спросив. Что тогда будем делать весной?»
И Дарига пошла к Фатиме, прихватив с собой не только бутылку с маслом, но и бутылку молока для соседского малыша. Муж Фатимы тоже ушел на войну, и женщины помогали друг другу как могли, по-соседски, да и их дети с утра до вечера играли вместе. Фатима была полной противоположностью Дариги: высокая, худая, серьезная, неулыбчивая. Даригу же мог насмешить любой пустяк. Никто больше ее в деревне не смеялся. Она была неисправимым оптимистом. Плачущей ее никто не видел. Такой это был светлый, жизнерадостный человек. На смех Дариги как на колокольчик сбегались односельчане, чтобы хоть чему-нибудь порадоваться, забыв на минуту о тяжести жизни. Тем не менее Дарига и Фатима всегда находили общий язык.
Фатима молча взяла бутылку масла и, поджав губы, спрятала ее.
За зиму от лютых морозов, голода, болезней вымерло чуть ли не полдеревни. Но, слава Аллаху, семьи Дариги и Фатимы дожили до весны. Однажды весенним утром, увидев, что все запасы еды подошли к концу, Дарига побежала к соседке:
- Фатима, я за маслом!
Лицо Фатимы вдруг исказилось. Она закрыла лицо руками и начала плакать, громче и громче. Дарига все поняла: ее масло соседи съели. Расплакался вместе с мамой и ее сынок, которого та и кормила маслом всю суровую зиму. Дарига тихо вышла из избы...
Вскоре соседка появилась в ее доме с подарком. Она расстелила перед Даригой старинную скатерть ручной вышивки. Моя бабушка ахнула: такую красивую вышивку она видела впервые, хотя и сама рукодельница и неплохо вышивала. На скатерти был вышит рай - яблоки, цветы, птицы переплелись в такие дивные узоры, что дух захватывало.
- Красота-то какая! - восхитилась Дарига, и соседки помирились.
Пролетели годы. Дарига женила, выдала замуж своих детей. Одной из девочек - Сание - досталась в приданое та самая скатерть. Дочка уехала по распределению после института очень далеко - в жаркую Туркмению. У нее появилась своя семья, дети. Нередко, выбирая, чем накрыть стол для семейного торжества, Сания брала в руки райскую скатерть, любовалась роскошной вышивкой. Рука не поднималась стелить такое чудо на стол. К тому же она знала историю появления в их семье этой вещи. Поразмыслив, дочь выслала скатерть маме с просьбой вернуть ее соседке.
Дариге было уже далеко за семьдесят. Слава Аллаху, ее муж вернулся с войны. Вместе они поставили на ноги детей, и те радовали их на старости лет своим вниманием, внуками и подарками.
Иначе сложилась жизнь Фатимы: муж погиб на войне, единственный сын взрослым умер от болезни, впереди одинокая старость.
Полюбовавшись напоследок великолепной скатертью, Дарига отправилась к соседке. С улыбкой протянула скатерть Фатиме:
- Помнишь? Возьми, пожалуйста, обратно. Дочка просит вернуть ее тебе.
И тут Фатима начала сползать на пол, беззвучно рыдая. Не сразу Дариге удалось успокоить соседку. Придя в себя, Фатима рассказала, что скатерть с картиной рая три года вышивала ее мать. Она вложила в эту работу всю душу и любовь к своей дочери. Скатерть была подарена Фатиме в день ее свадьбы с материнским напутствием: «Доченька, желаю тебе райской жизни. Такой, какой я ее вышила на твоей скатерти».
- Слава Аллаху! - причитала старая женщина. - Я же предала тебя, соседка, съев твое масло. Предала маму, отдав ее подарок. Вот и жизнь не сложилась - ни мужа, ни сына. Слава Аллаху, мамина скатерть вернулась ко мне. Теперь и умирать можно. Ты меня простила, Дарига. И мама простит. Не стыдно будет мне ей в глаза посмотреть на том свете.
И две старые соседки, обнявшись, заплакали...
Вика СОНИНА.