— Здравствуйте, Арсений. Расскажите, почему киберспорт — это спорт?
— Киберспорт, как и обычный спорт — это соревнование, состязание между командами. Игроки, как и в спорте, так и в киберспорте регулярно тренируются, чтобы добиться результатов. И там и там есть тренеры, капитаны, тактики. Проводится масса турниров, разные дисциплины, поэтому иногда можно сказать, что киберспорт это даже больше чем спорт.
— Изменилась ли оценка общества к киберспорту? Старшее поколение считает, что это несерьезно.
— Само по себе отношение к компьютерным играм изначально было у старшего поколения, как к чему-то чуждому, инородному. Со временем молодёжь 90-х, игравшая в компьютерных клубах, взрослела и сама уже становилась родителями, поэтому они уже относятся к геймингу положительно. Но прогресс не стоит на месте, поэтому даже многие пенсионеры сейчас осваивают компьютерные игры, начиная с мобильных игр по типу «три в ряд», заканчивая организацией команд в CS: GO.
Старшее поколение осознало, что при помощи игр можно обучаться чему-то новому, снимать стресс, знакомиться с новыми людьми и ещё много чего интересного. Если в 00-х родители не могли понять, как можно заработать в киберспорте, то теперь, когда они могут увидеть примеры вживую, многие мамы и папы специально создают комфортную киберспортивную среду для своего ребёнка, чтобы он смог попробовать себя в желанном для многих направлении.
— Как понять родителям, что у ребенка есть талант? Куда его в этом случае отдавать? В каком возрасте на это стоит обратить внимание?
— Большой плюс киберспорта и Интернета в том, что для него не всегда нужны огромные вливания семейного бюджета. Нужно лишь иметь компьютер и выход в интернет. Есть киберспортивные дисциплины, которые не требуют мощного ПК, а всего лишь современный смартфон, так как мобильный киберспорт сейчас набирает обороты.
Родителям следует больше общаться со своим ребёнком, узнать его интересы, в какие игры он играет и действительно ли хочет попробовать свои силы в соревновательном гейминге. Многие дети самостоятельно собираются в группы по интересам, создают команды, участвуют в онлайн-турнирах, но есть и специализированные площадки, которые проводят курсы становления киберспортсменом/стримером. Тут всё зависит от возможностей родителей.
Современные дети, уже будучи первоклассниками, разбираются в компьютерах и смартфонах. Официальный киберспорт в разных странах начинается с 16-18 лет, однако федерации киберспорта проводят и школьные турниры.
Самое главное, обсудить с ребёнком вопрос разделения учёбы и киберспорта, так как не каждый сможет выдержать нагрузки киберспортивных тренировок, которые необходимы для достижения профессиональных результатов.
— Как развивается киберспорт на постсоветском пространстве? Что мешает развитию. Если сравнивать с западом.
— В наших странах компьютерные клубы, где молодёжь играла в «стрелялки», появились в 90-е, как и начало первых турниров. Призовые фонды были небольшими, однако с каждым годом финансовые влияния спонсоров увеличивались и сейчас даже небольшие онлайн-турниры могут иметь призовой фонд в несколько тысяч долларов.
В постсоветском пространстве само отношение к компьютерным играм поначалу не принимало серьёзный характер, так как оно не воспринималось, как перспективный спорт. Тем временем, в других более развитых регионах (например, Азии или Америке) спортивные федерации взяли «под крыло» киберспорт и активно продвигали его и помогали молодёжи заниматься интересными ей занятиями. В России в 2001 году признали киберспорт официальным видом спорта, однако на этом фактически всё закончилось и его исключили из этого списка.
Только в середине 10-х годов «наверху» поняли, что за киберспортом будущее и начали активно взаимодействовать и пытаться развивать это движение. Как в России, так и в Украине, федерации киберспорта регулярно стали проводить отборочные турниры между школами и вузами, выводя киберспортивную повестку на государственный уровень.
— Футболисты, хоккеисты, баскетболисты получают большие деньги, выходя на профессиональный уровень — на что рассчитывать в киберспорте молодому человеку?
— В киберспорте абсолютно идентичная ситуация, как и в футболе. Не каждый футболист получает миллионную зарплату, будучи профессиональным игроком. Всё зависит от того, в какой лиге он играет, насколько он известный в медиапространстве. Так и в киберспорте. Гранды международного масштаба могут иметь, как и огромную зарплату от организации, так и спонсорские контракты.
Молодой человек должен понимать, что всё зависит только от его упорства, тренировок, желания и тогда он сможет претендовать на место в верхнем эшелоне киберспортивной индустрии. Естественно, что поначалу никто не будет платить ему зарплату просто потому что он захотел стать киберспортсменом. Например, в CS: GO игроки начинают с небольших регулярных турниров с призовым фондом в 100-1000$, затем, если вы проходите квалификации на более крупные турниры, есть возможность побороться за более крупные суммы. А если вы, как игрок, показываете хорошие индивидуальные результаты, то вами может заинтересоваться киберспортивная организация и предложить подписать первый контракт.
— Как родители могут помочь ребенку? Какие советы вы можете им дать?
— Хороший совет — общаться с ребёнком и познавать мир киберспорта и компьютерных игр. Когда родители и дети на одной волне, то им будет проще понимать друг друга и находить общий язык. Стоит понимать, что мир не стоит на месте и в эпоху интернета развитие игровой индустрии идёт семимильными шагами. Поэтому развивайтесь вместе с вашими детьми.
— А если ребенок играет не очень… ведь мнение родителей в плане оценки уровня игры не авторитетно в большинстве случаев. Как быть?
— Родителям стоит быть реалистами, но и не «рубить с плеча». Помимо официального киберспорта есть масса интересов вокруг него, которые можно монетизировать и получать с этого не только удовольствие, но и прибыль. Например, трансляция игр в YouTube и Twitch. Возможно, ребёнок очень общительный и умеет контактировать с аудиторией. Тогда стоит попробовать свои силы в этом. Либо же ребёнок увлекается играми и умеет грамотно писать. Тогда родителям стоит предложить ребёнку заняться киберспортивной журналистикой.
Стоит осознавать, что профессиональными киберспортсменами, как и профессиональными спортсменами, становится минимальный процент из всех, кто пробует это дело. Но это не значит, что не стоит пытаться.
— С какими проблемами сталкиваются профессиональные киберспортсмены — к чему нужно быть готовым, если встал на этот путь?
— Опять же, проведём параллель с обычным спортом. Чтобы добиться результатов, профессиональные спортсмены жертвуют семьёй, всем свободным временем, здоровьем, чтобы стать чемпионами. Так и тут. Тренировки по 12-14 часов в киберспорте — дело обыденное. Масса командных тренировок, когда у игрока не остаётся времени на семью, развлечения, гулянки — это всё обыденная жизнь киберспортсменов высокого уровня.
Когда в перспективе турнир с призовым фондом в миллионы долларов, надо отдаваться этому делу полностью. Кто-то не выдерживает и бросает это дело, а кто-то идёт до конца. Помимо этого, одна из основных проблем многих начинающих киберспортсменов — ухудшение здоровья. Нагрузка на спину, руки, глаза. Безусловно, современные технологии (эргономичные геймерские кресла, мониторы с улучшенными характеристиками для зрения) помогают снизить риски, но всё зависит от организма человека. Поэтому во многих организациях есть фитнес-тренеры, массажёры и психологи, диетологи которые держат в тонусе киберспортсменов. Если же такого вспомогательного персонала нет, то за всеми этими деталями киберспортсмен должен следить сам.
— Дайте совет начинающим киберспортсменам — как стать профи?
— Поставьте цель и стремитесь к ней, больше тренировок, но не теряйте голову!
Справка
Арсений Сергеевич Триноженко — киберспортивный комментатор и стример, бывший игрок команды Natus Vincere. Лучший русскоязычный комментатор Counter-Strike: Global Offensive 2017, 2019 и 2020 года по версии Cybersport.ru. Стал чемпион мира по дисциплине CS 1.6 в составе Natus Vincere в 2010 году. Родился 3 января 1989 в г. Львов.