САМОЛЕТ ДЛЯ ТЕТЮШ

Мы уже писали о Нургазизе Нигматуллине - как этот казанский Левша абы предложил по-новому подковать... нет, не блоху, а лошадь. После изобретения революционно другой подковы, на которую, кстати, выдан патент, свой пытливый ум изобретатель направил от сохи и земли - к небу.

news_top_970_100

Авиастроители одобрили его проект первого в России самолета для туристов. На таком самолете можно будет совершать обзорные воздушные экскурсии на малой высоте, летать в небольшие райцентры. Долгие годы на маршрутах местного значения пассажиров успешно перевозит чешский Л-410.

Отличие «такси Нигматуллина» в следующем. Пассажирские сиденья размещены без прохода между продольными рядами. Нет санузла - зачем он нужен при коротком времени полета? Нет ведь его и в междугородных автобусах. Это дает возможность увеличить количество пассажиров на 25 процентов. А как же выход? Боковые борта фюзеляжа от уровня сидений до потолочной панели снабжены откидными вниз застекленными рамами. Они служат люком и трапом при посадке и высадке пассажиров. Проемы откидных рам в особых случаях используются для быстрого и одновременного освобождения салона. Управляются рамы из кабины пилота. Кроме того, такие большие окна дают прекрасную возможность обзора в небольшом путешествии, над городом, например.

А увеличение полетной массы за счет дополнительных пассажиров уравновешивается надкрыльником (малым крылом), установленным между гондолами двигателей. Надкрыльник по сравнению с основным крылом самолета значительно тоньше в профиле и короче, однако увеличивает площадь крыла на 25 - 30 процентов.

Сокращение эксплуатационных расходов на единицу коммерческого груза за счет увеличения числа пассажиров делает самолет Нигматуллина более доступным по цене билетов для пассажиров и экономически выгодным в эксплуатации - для авиакомпаний.

Владимир ДЫННИК.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100