О необходимости демонополизации разваливающегося жилкомхоза и о создании в отрасли конкурентной среды говорено столько, что республиканским реформаторам впору сочинять методические пособия по привлечению малого предпринимательства к коммунальному обслуживанию горожан. Но за потоком красивых слов и благих намерений скрывается далеко не обнадеживающая тенденция: реальный частный бизнес шарахается от ЖКХ как черт от ладана.
Предприниматели, рискнувшие влипнуть в жилкомхозовское болото, не знают, как вытащить оттуда остатки производственных фондов и капиталов.
Под занавес минувшего года в Казани проходил второй тур районных первенств на передачу обслуживания жилого фонда частным подрядчикам. Без улыбки о тех тендерах лучше не вспоминать: 90 процентов участников составляли вдруг оказавшиеся в частном секторе структурные подразделения райжилуправлений - столичные жилбытсервисы дружно акционировались в конце декабря 2002-го. Видимо, в предчувствии уже подписанной в Москве коммунальной реформы. Говорят, 46 с лишним процентов ЖК-услуг уже переданы у нас на откуп предпринимателям. Если считать таковыми ОАО "Универсал-лифт" или ЗАО "ЖБС "Азино" (в одном Советском районе подобных "частников" наберется под два десятка), тогда с коммунальным бизнесом и впрямь все в порядке. Только как быть с тем, что те же лифтеры являются в любом районе монополистами, а фонды и лимиты на запчасти для "бизнесменов" по-прежнему утверждаются на уровне районных администраций?
- Будь проклят тот день, когда я сел за штурвал этого ЖЭКа! - в таких выражениях выразил свое отношение к реформе ЖКХ предприниматель Альберт Бикмуллин, второй год подряд пытающийся наладить цивилизованное коммунальное обслуживание в малосемейках на окраине Приволжского района. - Если б знал заранее, что деньги на ремонт и плату с жильцов выбить труднее, чем кредит в Татфондбанке, сроду бы не занялся жилищным хозяйством.
Бикмуллин поначалу решился самостоятельно привести подведомственные ему малосемейки в порядок: заменил входные двери, выкачал нечистоты из подвалов, начал устанавливать новые оконные рамы (часть из которых закупил в "Стройпласте"). Но быстро подсел на "иглу" рублевого дефицита - при передаче частнику трех домов на обслуживание ему обещали возмещение расходов по капитальному и текущему ремонту зданий. Кто ж знал, что нынешний бюджет Казани (и в особенности районов) окажется столь куцым, что о капремонте (в том числе и аварийных домов) придется забыть даже на уровне города? Стоит себе общежитие и стоит, а что в подвале плавают фекалии, пусть новый подрядчик заботится. И плату с жильцов собирает.
Само собой, обитатели малосемеек не дураки - большинство давно ходатайствуют перед районными властями об отселении в кварталы благоустроенных новостроек. Соответственно, и скидываться на дезинфекцию подвалов никто не собирается: нехай власти тратят на это наши налоги, считает большинство жителей "приватизированных" общежитий. Столкнувшись с дружной круговой обороной клиентов, Бикмуллин и сам оказался в капкане: на предварительный ремонт зданий уже потрачено больше 100 тысяч, текущие платежи за жилкомхозовские услуги поступают неравномерно да и оседают на счетах некоммерческих кредитных организаций, коим отдали на откуп обслуживание новых тарифов. Система актирования работ, утвержденная как основа экономической модели реформирования жилкомхоза, действует со скрипом: старшими по подъезду и дому выбирают пенсионеров, которые норовят свалить на подрядчика не только ремонт унитазов или прохудившейся крыши, но и уборку территории, восстановление водонапорных башен.
Частным предпринимателям несладко - комплексное обслуживание зданий оборачивается, как правило, комплексными потерями капиталов. Фирма "Аланс-плюс", например, пришедшая в прошлом году в Московский район, как и Бикмуллин, залетела на упреждающем ремонте жилого фонда - никто ей те расходы компенсировать не собирается. Поэтому сегодня (за исключением близких к администрациям бизнесменов типа Андреева) наиболее рентабельными становятся небольшие артели подрядчиков. Скажем, по замене унитазов или ремонту прохудившейся кровли. Выступать им приходится в качестве субподрядчиков, целиком зависимых от акционировавшихся жилбытсервисов. Понятно, что финансовые потоки изливаются тоже в соответствии с добрым расположением коммунальных "шефов". Без связей в жилкомхозовский бизнес лучше не соваться.
В Приволжском районе, например, сейчас действуют аж шесть ЖК-компаний. Администрация района с гордостью рапортует, что частные предприниматели обслуживают 54 процента жилого фонда (по Казани этот показатель ныне 46 процентов). Здорово, если вчитаться в отчеты. Только жителям (особенно на окраинах) невдомек, почему на Роторной то и дело нет горячей воды, а в жилучастке "Прибрежный" напряжение в сетях недотягивает до уровня, чтобы нормально почитать вечером газету. Ринувшиеся было в обслуживание домов частные строительные подрядчики предпочитают возвращаться к привычным шабашкам - там, по крайней мере, деньги не утекают на неизвестные счета и с "дьяками" райжилуправлений не нужно препираться об актировании работ.
- Жилкомхозом по-прежнему правят чиновники, - считает тот же Альберт Бикмуллин. - Пока отрасль жестко контролируется ими сверху донизу, нормальный частник к сантехнике или коммуникациям не сунется. Себе дороже.
Дмитрий ВИШНЕВСКИЙ.