- А мой прадедушка был машинистом поезда, - гордо продолжала Ира, прилежная отличница.
Светлане Анатольевне всегда приятно слушать ее ответы, да и в целом она обычно была довольна своим классом.
- Молодец, Ира, пять, - сказала учительница, когда девочка закончила отвечать. - Ребята, давайте поблагодарим Иру за такой интересный рассказ о своей семье.
К заданию составить генеалогическое древо своей семьи ребята подошли с большим энтузиазмом. Каждую неделю два-три ученика приносили рисунки и с жаром рассказывали о своих родителях, бабушках и дедушках.
- Альбина, твоя очередь рассказать нам о своей семье, - Светлана Анатольевна вызвала к доске следующую ученицу.
Та радостно кивнула и стала разворачивать большой лист с изображением семейного древа. Рисунок, как всегда, у нее удался на славу - Альбина занималась в художественной школе. Светлана Анатольевна невольно залюбовалась работой ученицы, но вдруг поняла, что ее что-то смущает в семейном древе Альбины. А именно то, что на нем была только семейная линия. Выходило, что у девочки совсем нет родственников со стороны отца. Но Светлана Анатольевна хорошо помнила, что Альбина воспитывается в полной семье.
Подумав, учительница не стала заострять на этом внимание при других учениках. Дослушав ответ девочки, она поставила ей заслуженную пятерку и посадила на место. После уроков Светлана Анатольевна попросила Альбину задержаться, чтобы еще раз посмотреть ее генеалогическое древо.
- Я не понимаю, - призналась учительница. - У тебя так здесь нарисовано, будто у папы и мамы один отец на двоих.
- Ну да, - кивнула девочка. - Они дедушку оба папой называют.
Светлана Анатольевна окончательно запуталась. Ну не могут же родители Альбины быть братом и сестрой! Решив разобраться в этом вопросе, учительница позвонила матери девочки и попросила ее зайти в школу.
Через пару дней Гульназ, мама Альбины, сидела в кабинете Светланы Анатольевны.
- Мне дочка все рассказала, - улыбаясь, сказала она. - Вы не смущайтесь, этот вопрос многих ставит в тупик.
Учительница кивнула, ожидая объяснений.
- Вы не угостите меня чаем? - спросила Гульназ. - Это довольно длинная история.
***
- Доченька, посиди со мной, - тяжело сказала мать Гульназ Алия.
Гульназ послушно присела рядом.
- Мы с папой решили развестись, - продолжила Алия. - Сил моих больше нет.
Гульназ молча обняла маму.
- Ты все правильно сделала, - сказала она, подумав.
В памяти 17-летней девушки были слишком свежи пьяные выходки отца и его ссоры с домочадцами. Глядя на расстроенную мать, Гульназ не хотела признавать очевидного - она испытывала от ухода отца только лишь облегчение.
- Не переживай, мамуль, я уже взрослая, мы со всем справимся.
Придя домой через несколько дней, Гульназ обнаружила, что из дома исчезла вся электроника - компьютер, телевизор и даже стиральная машина. Заглянув на кухню, девушка усмехнулась:
- Ну хоть холодильник оставил, и на том спасибо.
Внутри клокотала обида на отца, но вслух матери она сказала другое:
- Ничего нам от него не надо.
***
- Здравствуй, дочка, - раздался в трубке знакомый бас.
Сердце Гульназ сжалось от звука отцовского голоса.
- И тебе не хворать, - как можно безразличнее ответила она. - Чем обязана?
- Да так, - мялся отец. - Хотел узнать, как у тебя дела.
- Четыре года не хотел, а теперь вдруг захотел? - эти слова вырвались у Гульназ сами собой.
- Ты права, - вздохнул мужчина. - Я заслужил такое отношение.
Этой реакции Гульназ никак не ожидала - не в привычках отца было подобное покаяние. Но накопившаяся за годы обида не позволяла сдержать язвительность.
- Ты чего это, помирать собрался, о душе задумался? - спросила она.
- Жесткая ты у меня...
- Не у тебя, а у мамы.
- Ну да, у мамы. У меня на самом деле все хорошо, ты не подумай. Я не помощи от тебя жду, не денег. Просто соскучился.
Гульназ не знала, что ответить.
- Ладно, дочка, рад был тебя услышать, - продолжил тем временем отец. - Не стану навязываться. Если вдруг захочешь встретиться, набери меня.
Гульназ была в смятении. За прошедшие годы они не получали никакой помощи от отца, напротив, он даже не платил алименты на младшую сестру Гульназ. От бабушки она знала, что отец снова женился.
- Ты знаешь, милая, я, наверное, не скоро смогу его простить, - сказала Алия Гульназ, когда та поведала о звонке отца. - Но он все-таки твой отец. Поэтому, если захочешь с ним общаться, я тебя пойму.
Не сразу, далеко не сразу Гульназ сумела если не простить отца, то хотя бы немного отпустить обиду. Через некоторое время она все же смогла перебороть себя и позвонила ему.
Перемены в жизни неожиданно пошли на пользу Тагиру, отцу Гульназ. Пить он не бросил, но злоупотреблять, как раньше, перестал. Да и характер у него заметно смягчился. Поначалу девушка думала, что отец просто старается произвести на нее хорошее впечатление. Но, познакомившись с новой супругой Тагира Тамарой, она убедилась, что отец действительно счастлив.
- А ты именно такая, какой я тебя и представляла, - доброжелательно объявила Тамара, когда Гульназ впервые оказалась у них в гостях. - Твой папа много о тебе рассказывал.
Так отношения отца и дочери стали налаживаться. А со временем в гостях у папы стала бывать и сестренка Гульназ Алсу.
А потом случилась беда - Тамара серьезно заболела. К счастью, после тяжелой и дорогостоящей операции, ради которой Тагиру пришлось продать машину, женщина пошла на поправку. Через некоторое время ее выписали, но дома ей требовался уход. Так как Тагир был занят на работе, Гульназ взяла отпуск, чтобы приглядеть за Тамарой.
***
- И вот, сижу я как-то раз у них дома, вдруг раздается звонок в дверь. Я удивилась: отец должен был приехать позже. Открываю, а на пороге молодой мужчина. До этого я слышала от Тамары, что у нее взрослый сын, но не была знакома с ним - Володя жил в Москве.
- То есть вы хотите сказать... - начала понимать Светлана Анатольевна.
- Именно, - кивнула Гульназ. - Это не была любовь с первого взгляда, но понравились мы друг другу сразу. Результатом, как вы видите, стала наша дочь.
- Вот это да... Это что же получается, вам родной отец приходится еще и свекром?
- Ага. Зато я из тех счастливых женщин, которые могут искренне назвать свекровь мамой.