Рашид Калимуллин дал жизнь одному из первых международных фестивалей современной музыки за пределами Москвы и Питера «Европа - Азия» (1993); через 10 лет появился еще Мuz-Tranzit. Он создал в Казани Центр современной музыки Софии Губайдулиной и ансамбль новой музыки, добился принятия Татарстана в ISCM - Международное общество современной музыки. При этом он продолжает сочинять музыку, которая очень часто звучит на Западе. Его музыка абсолютно современна и оригинальна в первую очередь тем, что ему очень органично удается соединить конструктивные принципы и идиомы нескольких поколений западного авангарда от Шёнберга и Бартока до Кейджа и Губайдулиной с многотысячелетней традицией урало-алтайской цивилизации - с культурой одноголосного пения. При всем этом музыка Калимуллина легко воспринимается даже неподготовленным слушателем, потому что она мелодична, насыщена яркими контрастами, эффектными авангардными приемами и виртуозными эпизодами.
Особенно захватывающе слушается камерная симфония, написанная для одних струнных, - «Мелодии Тукая». Это как раз тот случай, когда эпос, понимаемый и по сей день, к сожалению, как непосредственное следование канонам национального романтизма XIX века, высвобождается от догм и воплощается в новой форме с применением новых выразительных средств.
В сочинении «Сказание о Казани» - вполне официальном, парадном, написанном к 1000-летию города в расчете на самого широкого слушателя, композитор остался верен себе. Он заложил во внешне демократическую вещь на патриотический текст довольно сложную музыкальность. Преодолеть консерватизм местной школы и сразу вырваться на международную арену - это, признаться, дорогого стоит.