Винера Абдуллина окончила Санкт-Петербургское художественное училище имени А.В.Серова, Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина при Российской академии художеств. Член Санкт-Петербургского отделения Союза художников России, заслуженный деятель искусств РТ. Художественный руководитель гипсоформовочной мастерской Российской академии художеств в Санкт-Петербурге. Творчество художницы многогранно: монументальная и станковая скульптура, мелкая пластика, керамика, книжная графика, шамаили.
Памятники Габдулле Тукаю, созданные Винерой Абдуллиной, установлены в г. Семей (Казахстан), селах Ашеваны (Омская область), Усть-Турка (Пермский край), где открыт этнокультурный парк «Тукай аланы» («Поляна Тукая»).
Винера Абдуллина - автор памятников Мусе Джалилю, установленных в Екатеринбурге, Серове (Свердловская область), Тосно (Ленинградская область), г. Семей (Казахстан), в Якутске, Кургане, Шадринске, в селах Барда (Пермский край), Усть-Багаряк (Челябинская область), хуторе Политотдел Кошехабльского района Республики Адыгея. Бюст Мусы Джалиля установлен и в школе №146 Санкт-Петербурга, носящей его имя.
Также она автор памятника Туфану Миннуллину в Камском Устье, установленного во дворе музея драматурга. На родине Ильгама Шакирова, в селе Новый Буляк Тукаевского района Республики Татарстан, установлен ее памятник легендарному певцу.
- Винера Завиевна, насколько сложно работать над образами легендарных людей - Тукая, Джалиля?
- Это очень ответственно. Я всегда изучаю фотографии тех, чьи скульптурные портреты делаю. Иногда берешь две фотографии одного человека, сделанные в разные периоды его жизни, и удивляешься: это как будто абсолютно разные люди. Поэтому выбор и создание образа - дело непростое. Сначала делается восковка - восковая копия, модель скульптурного портрета. Я каждую восковку прорабатываю вручную. И даже отлитые из одной формы портреты у меня получаются разные, что-то неуловимо меняется: взгляд, настроение, тонировка, потому что это же делает не машина… Это же не солдатики оловянные, которых отлили по одной форме и которые неразличимы друг от друга.
Винера Абдуллина у своей скульптуры «Казанская бабушка» в Лядском саду
- И это не копия портрета по фотографии…
- Да, это скульптурный портрет. Знаю, некоторые скульпторы сейчас просто через 3D-принтер пропускают фотографию - и все, готово! Получается не портрет, а какая-то маска. Если честно, мне не нравится такой гиперреализм.
Чтобы создать скульптурный портрет, мне необходимо почувствовать человека. Для меня Джалиль и Тукай - живые люди. Когда работаю, они как будто со мной рядом стоят, и мы общаемся. Я сделала несколько памятников Тукаю, несколько памятников Джалилю. Сейчас работаю над бюстом Джалиля, в этой композиции появится колючая проволока.
- Ваше ощущение, каким человеком был Джалиль?
- У меня такое ощущение, что Джалиль хороший был человек. Настоящий поэт, настоящий патриот, любивший свою Родину. Он чувствуется каким-то родным, близким человеком, видимо, это татарская кровь так сближает…
Кстати, у меня сейчас студенты 3-го и 5-го курсов рисуют маску поэта. Я рассказываю им, кто такой Муса Джалиль, о его стихах, его подвиге и подвиге его подпольной группы, о том, что его казнили, когда ему было 38 лет. И мои студенты уже знают, над портретом какого человека они работают. Планируем сделать выставку в постоянном представительстве Республики Татарстан в Санкт-Петербурге, часть работ подарим школе имени Джалиля.
Открытие памятника М.Джалилю в селе Усть-Багаряк, Челябинская обл., 2024 год
Фото: Ольга Иванычева
- Винера Завиевна, а каким, по-вашему, был Тукай?
- Тукай - непростой человек, самородок, у которого был дар от Бога. Он прожил всего 26 лет, а сколько успел сделать! Несмотря на очень тяжелое детство, Тукай не сломался. Он писал гениальные стихи, сказки, был журналистом… Мало кто задумывается, что, когда он создал своего «Шурале», ему был 21 год! Это просто удивительно!