Служат три товарища сыновьями полка

Днем они учатся в казанской школе №136. А после постигают азы военного искусства. Воспитанники, или сыновья полка, Казанского высшего военного командного училища, в народе больше известного как танковое, от курсантов отличаются разве что возрастом и буквой «в» (воспитанник) на своих погонах.

news_top_970_100

- Раньше мы могли позволить себе взять под опеку до 8 воспитанников. На сегодняшний день в связи с сокращением училища сынов полка у нас только трое, - объясняет мне по дороге к зданию, где живут воспитанники, один из офицеров. - В солдатскую казарму этих мальчишек привело желание приобщиться к самостоятельности. В основном это сироты, оставшиеся без родителей. Руководство училища пошло им навстречу и приняло под свою защиту.

Зарядка, каша и устав

В доме, где живут мальчишки, как и на всей территории училища, царит порядок и тишина. По длинному коридору прохожу в комнату отдыха, где меня ждут трое парнишек в военной форме. Судьбы трех сыновей полка схожи. Все они остались без родителей. Самому юному – Денису Сизову - 13 лет. В танковое он попал из Набережных Челнов. Как именно подобное чудо произошло и кто этому поспособствовал, подросток не знает. Но очень рад, что попал в воинское братство.

- В Челнах у меня бабушка и родной братишка. К ним я езжу редко, в основном во время отпуска, - поясняет Денис.

16-летний Рафаэль Хасанов, как и Денис, в училище уже год.

- Сводная сестра узнала, что в училище принимаются сыновья полка, и предложила мне попробовать. Идея пришлась по душе. На выходные я езжу в свой родной Зеленодольск. Там меня сестра ждет. Мы практически ничем не отличаемся от курсантов. Тоже ходим в форме и четко знаем, что положено, а что запрещено воинским уставом. Конечно, иногда хочется свободы, но со временем ко всему привыкаешь.

Третий воспитанник - 17-летний Сергей Синенко, к военной жизни привык давно. Он в училище шестой год.

- Отец не хотел, чтобы я связывал свою жизнь с армией. Но после его смерти дядя походатайствовал о моем будущем и определил сюда. В родном Чистополе живет теперь только моя бабушка.

День у воспитанников начинается в 6.30. Подъем, зарядка и традиционная утренняя каша с маслом.

- Мы здесь не хозяйничаем одни, - объясняет Рафаэль. – У нас есть куратор. Он и в столовую провожает, и в школу.

Курсант и воспитатель

Красноречивая деталь: на специальную должность куратора в училище подобрали курсанта из числа бывших сынов полка. Динару Гарафиеву повезло. После окончания 136-й школы он поступил в танковое, сменив на погонах привычную букву «в» на гордую «к» (курсант).

- Так сложилась судьба, что после окончания 9-го класса Арской общеобразовательной школы я остался сиротой. Потерял самого близкого и родного мне человека – маму. А она всегда мечтала видеть меня в военной форме, - говорит Динар. - Спасибо дяде, он поддержал в трудную минуту и помог устроиться в училище. Сейчас я с гордостью представляюсь всем курсантом. К сожалению, в наше время потребность в военнослужащих не так велика, поэтому и сыновей полка всего трое. Когда-то вели шефство надо мной, сейчас я сам курирую мальчишек. В мои обязанности входит строгий контроль за воспитанниками. Я провожу с ними утреннюю зарядку, провожаю в столовую, веду и встречаю из школы. Каждый вечер мы ходим с ребятами в спортзал, зимой катаемся на лыжах. Когда я был воспитанником, мы еще ходили в бассейн. К сожалению, сейчас он закрыт. Особую помощь нашим сыновьям полка оказывает центр социальной помощи семье и детям «Гаилэ». Его сотрудники дарят ребятам подарки, билеты в театры, организуют концерты.

Что впереди?

По словам куратора, работа с сиротами стала для него такой же привычной задачей, как и борьба за крепкую воинскую дисциплину в подразделениях. Важно, что сегодня, как и в годы Великой Отечественной, в составе различных воинских частей и подразделений в качестве сыновей полка числятся сотни вчерашних беспризорников. Как и их сверстники, они получают образование и приобщаются к армейскому укладу жизни.

- Путевку в жизнь здесь получили десятки мальчишек, - говорит Динар. - Руководители училища помогли им твердо встать на ноги, оказав благотворное влияние на их дальнейшую судьбу. Многие из бывших воспитанников пошли по стопам своих старших товарищей, решив посвятить себя профессии защитника Отечества. До этого система в училище позволяла воспитанникам продолжить учебу после окончания общеобразовательной школы в танковом училище. Но сейчас в связи с сокращением училища правила изменились. Что будет дальше с моими воспитанниками, пока неизвестно.

Трое сыновей полка на вопрос, хотели бы они стать военными, четкого ответа тоже не дали. Рафаэлю нравится профессия юриста и экономиста, Сергей мечтает о дальнем плавании. А для Дениса главное – хорошо закончить школу. Как бы там все не сложилось, глядя на этих крепких, подтянутых мальчишек, понимаешь, что армейская система и жизнь благоприятно сказались на их судьбе и воспитании. Они дисциплинированны, самостоятельны, значит к взрослой жизни готовы. Недавно Рафаэль и Сергей заняли первое командное место в районных соревнованиях по лыжам. Но на этом парни не хотят останавливаться.

КСТАТИ. В феврале 2000 года постановлением правительства России утверждено положение о зачислении несовершеннолетних граждан в качестве воспитанников в воинские части. Изданный в мае 2001 года приказ министра обороны РФ гласит, что учебные центры, воинские части и соединения могут брать на воспитание до восьми сыновей полка.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100