А о молоке-то забыли

За последние 20 лет в России почти в 3 раза увеличилось число заболеваний эндокринной системы, в 2 раза чаще дети страдают от проблем с органами дыхания и пищеварения, костно-мышечной системы, аллергиями, растет число ребят с йододефицитными заболеваниями и анемией, болезнями зрения.
В Союзе педиатров России вообще считают, что более 90% подростков оканчивают школу с двумя-тремя хроническими заболеваниями. 
Закончился очередной учебный год. Специалисты любят говорить, что это время «работы над ошибками», подготовка к следующему сезону. В последние годы мы как-то все реже удивляемся, что школьная жизнь вызывает в обществе такие горячие споры. И это понятно: просто нам не безразлично, чему и как учат наших детей. Однако в этой статье мне хочется отойти от вопросов методики обучения, потому что, к сожалению, есть проблемы пострашнее ЕГЭ. За последние 20 лет в России почти в 3 раза увеличилось число заболеваний эндокринной системы, в 2 раза чаще дети страдают от проблем с органами дыхания и пищеварения, костно-мышечной системы, аллергиями, растет число ребят с йододефицитными заболеваниями и анемией, болезнями зрения. В Союзе педиатров России вообще считают, что более 90% подростков оканчивают школу с двумя-тремя хроническими заболеваниями.
Причина здесь не только в экологии или учебных нагрузках. Дети сегодня фактически недоедают, а точнее, не получают в нужном объеме необходимые им для развития витамины и микроэлементы. Причем, проблема эта массовая, касается даже детей из вполне благополучных семей, где родители, казалось бы, на еде не экономят. И здесь нет ничего удивительного при нынешней всеобщей привычке к фастфуду, сладким газировкам, случайным перекусам. Большинство ребят просто не имеют представления о культуре здорового питания. В результате гастрит, панкреатит, изжога и даже язва желудка уже не являются заболеваниями из «взрослого» списка – до 30% школьников сталкиваются с ними уже в 10 лет. И Татарстан, увы, не исключение из печальной общероссийской статистики.
Выход из этой ситуации в нашей республике, казалось, был найден в 2006 году, когда в Казани в рамках общей модернизации системы школьного питания была запущена программа «Школьное молоко». 35 тысяч казанских школьников 3 раза в неделю стали получать бесплатное дополнение к школьному завтраку – пакетик натурального молока, обогащенного витаминами. Этот неоценимо полезный продукт должен был восполнять в детском организме дефицит кальция, аминокислот и витаминов.
Стоит напомнить, что «Школьное молоко» – это не чисто российское изобретение. Различные варианты программы уже 80 лет успешно работают во всем мире, а многочисленные научные исследования ежегодно подтверждают ее эффективность. В нашей стране убедительные результаты дает программа в Удмуртии, в Амурской, Вологодской и других областях России. Но казанский опыт тогда действительно удивил, причем на самом высоком уровне. Родители и врачи говорили об улучшении общего самочувствия малышей, которые пили школьное молоко.
На примере Казани был опровергнут и один из главных доводов противников программы: мол, дети молоко не пьют, потому что не любят. Это неправда – 96% малышей и подростков как раз пьют молоко с удовольствием. Нужно просто предложить его в том виде, в котором им захотелось бы его пить. Еще в 2007 году, во время визита в Казань, тогда еще в должности первого вице-премьера, Дмитрий Медведев отметил удобство и безопасность именно этой программы. «Молоко в стаканах детям не нравилось, вот в ярких пакетах с трубочкой они пьют молоко с удовольствием», – тогда заметил он. Привлекательный внешний вид и удобство хранения не единственные, а, точнее, не главные достоинства индивидуальной упаковки. В первую очередь – это безопасность. Ведь проблему пищевых отравлений еще никто не отменял. По данным Геннадия Онищенко, ежегодно в России регистрируются вспышки желудочно-кишечных инфекций из-за использования некачественных продуктов. Поэтому закономерно, что на смену кипяченому молоку пришли современные технологии обработки, которые позволяют сохранить все полезные свойства натурального молока, но при этом еще и уберегают детей от инфекции.
Однако, несмотря на очевидную пользу и всеобщее одобрение, в 2009 году программа в Казани была приостановлена. Официальным поводом был назван кризис, и бесплатное молоко для наших школьников не вошло в число приоритетных статей расходов городского бюджета. Сегодня все эти волны финансового кризиса мы, кажется, миновали. Однако программа «Школьное молоко» со всеми ее прошлыми успехами так и не заработала снова. К сожалению, мы снова оказались в ряду тех регионов, которые не уделяют должного внимания имеющимся СанПиНам к школьному питанию, не борятся за оздоровление учащихся, хотя это уж точно не менее важная социальная задача в сравнении, например, с развитием профессионального спорта или строительством дорог.
Подобная холодность в отношении полезной инициативы объяснима. По мнению исполнительного директора Российского Союза предприятий молочной отрасли Владимира Лабинова, ответственность за рацион школьного питания лежит сейчас целиком на совести местных бюджетов. И все это вопреки одобрению Концепции национальной программы «Школьное молоко» со стороны министерств образования, здравоохранения и сельского хозяйства, главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко, дирекции НИИ детского питания РАМН и других государственных ведомств и исследовательских центров.
Вот и возникает почти шекспировский парадокс: на территории одной страны есть регионы, которые успешно оздоравливают детей молоком уже больше 5 лет, а в некоторых, часто соседних, дети не обеспечены ни молоком, ни биологически полноценным школьным питанием.
Поэтому можно заниматься поиском объективных трудностей, в то время, когда многие тысячи наших детей просто ежедневно нуждаются в молоке. А можно, как это бывало уже не раз, брать инициативу в свои руки и попытаться изыскать необходимые средства. Ведь программа «Школьное молоко» не требует каких-то «космических» затрат, учитывая, что средняя стоимость одной упаковки составляет не более 10 рублей, а правильное использование имеющихся субсидий позволит и эти расходы свести к минимуму. 
Нам пора осознать не просто пользу и важность программы, а ответственность, которую мы несем за здоровье самых маленьких и уязвимых наших жителей, ответственность за будущее каждого из сегодняшних школьников. Именно с этого начинается социальное государство. Именно от этого зависит здоровье нации.
Иллюстрация: В.Бибишев.

КВ
Лента новостей